Пояснения в налоговую о зарплате ниже мрот. Пояснение в налоговую по низкой заработной плате образец. Откуда ифнс берет информацию о среднем уровне зарплаты по отрасли

Пояснительная записка запрашивается в случае, если налоговики нашли в сданной отчетности какие-либо неточности, ошибки или возможные нарушения. Инспекция направляет в адрес налогоплательщика требование с подачей пояснений, которые должны быть оформлены в письменном виде. Вместе с запиской могут потребоваться документальные доказательства.

В каких случаях требуется?

Если налоговая прислала письмо с требованием о предоставлении пояснений, значит инспекторам что-то не понравилось в поданной отчетности. Чаще всего такие требования рассылают в ходе проведения камеральных налоговых проверок полученных деклараций, которые проводятся в автоматическом режиме с помощью специального программного обеспечения.

При обнаружении ошибок, расхождений в показателях и противоречий между указанными сведениями и информацией, которой располагает инспекция, налогоплательщик обязан подать соответствующие разъяснения. Об этом говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса .

Налоговики имеют право запрашивать разъяснения в ходе камеральной проверки отчетности, в которой заявлены убытки. Как показывает практика, это происходит в отношении каждой такой декларации.

Если подана уточненная декларация, в которой размер отчислений в бюджет стал меньше по сравнению с первичной суммой, инспекторы вправе истребовать объяснения, обосновывающие изменение значений (пункт 3 статьи 88).

Для направления пояснительной записки налогоплательщику дается пять рабочих дней с момента получения письма с требованием (пункт 3 статьи 88). Подача пояснений – в интересах налогоплательщика, так как налоговая при их отсутствии может доначислить сумму к уплате в бюджет.

ВАЖНО: Если в отчетности действительно содержатся ошибки, вместо пояснительной записки можно направить уточненную декларацию. Присылать объяснения в данном случае смысла нет (пункт 1 статьи 81 НК РФ , Письмо ФНС РФ от 6 ноября 2015 года №ЕД-4-15/19395).

Письменные разъяснения направляются следующим образом:

  • сдаются лично через канцелярию;
  • отправляются по почте (в письме должна быть опись вложения).

Пояснения касаемо отчетности по НДС можно переслать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Таким образом, основаниями для запроса пояснений могут послужить:

  • обнаружение ошибок в поданной отчетности;
  • противоречия в бумагах за отчетный период или в разрезе ранее предоставленных сведений;
  • подача «уточненки», снижающей сумму отчислений в бюджет по сравнению с ранее указанными цифрами;
  • отражение убытков за отчетный период плательщиками налога на прибыль.

В некоторых случаях налоговую нужно уведомлять о получении требования с подачей пояснений (Письмо ФНС России от 27 января 2015 года №ЕД 4-15/1071). Также нужно иметь в виду, что на требовании может не быть печати инспекции (Письмо ФНС России от 15 июля 2015 года №ЕД 3-2-/2739).

Как составить?

Пояснительная записка составляется на имя начальника инспекции по адресу регистрации на официальном бланке фирмы. Закон не выдвигает требований к форме написания, однако в отношении некоторых видов записок налоговиками предусмотрен рекомендуемый вариант составления.

Такие формы не обязательны, поскольку носят рекомендательный характер. Тем не менее, их применение желательно во избежание разногласий с контролирующим органом, к тому же это намного удобнее в плане заполнения.

При написании ответа нужно учитывать не только специфику (например, уточнение размера заработной платы, объяснение убытков и т. д.), но и ориентироваться на содержание самого требования. Оно может включать необходимость указания общих сведений касаемо указанной темы либо узконаправленных данных. Требование может предусматривать подачу конкретных бумаг.

Если выяснилось, что ошибка в отчете действительно есть, но она не приводит к занижению налога (например, техническая ошибка в указании кода), в ответ на запрос можно сделать следующее:

  • написать в ответном письме, что допущенная ошибка не повлекла занижения базы и суммы к уплате в бюджет, и указать правильный вариант;
  • сдать уточненку.

В целом, пояснительная записка выглядит так:

«В ответ на ваше требование о предоставлении пояснений касаемо _____ №____ , сообщаем следующее: _____».

По убыткам

Вопросы возникают в первую очередь по поводу убытков, обозначенных в отчетности по налогу на прибыль. Пояснения требуются не в каждом случае указания убытков и только с юрлиц, зарегистрированных давно. Это объясняется тем, что минусы в деятельности фирм-новичков – явление абсолютно нормальное. Обычно налоговики обращают внимание на убытки, полученные в течение двух и более лет.

Основаниями для истребования уточнений могут служить:

  • существенный размер убытков, полученных по результатам отчетного периода;
  • компания работает в минус на протяжении нескольких отчетных периодов.

Налоговая в перечисленных случаях может приписать компанию к числу проблемных или же заподозрить ее в умышленном занижении доходов с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому при получении подобных требований налогоплательщики особенно заинтересованы в таком объеме требований, которого бы хватило для снятия всех подозрений.

В объяснительной подробно описываются все обстоятельства, которые стали основанием для ухода в минус:

  • изменение валютного курса;
  • значительные расходы на аренду и оплату труда;
  • крупные разовые или длительные затраты (ремонт, покупка оборудования, вложения и т. д.);
  • вынужденный сброс цен на продукт из-за снижения спроса;
  • снижение объема производства или реализации вследствие нестабильной ситуации на рынке, кризиса в стране;
  • форс-мажорные события, причинившие крупный ущерб;
  • потеря поставщиков и др.

В записке нужно написать, что все расходы имеют экономическое обоснование (привести детализацию расходов и доходов). В качестве доказательства изложенных событий следует приложить подтверждающие бумаги (выписки из бухгалтерских и налоговых регистров и др. – пункт 4 статьи 88).

В конце необходимо описать меры, предпринятые для минимизации убытков в будущем. Можно приложить план мероприятий и таблицу, содержащую основные виды расходов и их значения за год по видам.

По заработной плате

Помимо убытков инспекторы могут заинтересоваться размером заработной платы персонала и порядком исчисления с нее налога на доходы. В отношении выплат работникам часто возникают вопросы касаемо их размера, если они меньше установленной нижней планки.

Если сотрудник работает на полставки, можно сослаться на следующие документы:

  • штатное расписание;
  • приказ о приеме на работу;
  • трудовой контракт, в котором подробно описаны условия (неполная занятость, неполный рабочий день, совместительство и т. д.).

Дополнительно не лишним будет объяснить причины, из-за которых уменьшилась зарплата (например, сокращение производственного объема).

По начислению НДФЛ

Если компания уплачивает НДФЛ в качестве налогового агента, могут возникнуть вопросы касаемо выявленных неточностей в определении налогооблагаемой базы и самой суммы к уплате. Если ошибка на самом деле есть, ситуацию нужно исправить, представив доказывающие исправление документы. Если ее невозможно исправить, следует послать обоснование.

Если несоответствие возникло из-за расхождений в методике расчета, и сведения по факту были представлены правильно, нужно просто детально описать используемый способ расчета и обосновать его.

По расхождению в отчетности

Инспектор может сравнить сведения двух или нескольких деклараций (например, НДС с отчетностью по налогу на прибыль), либо сопоставить отчетность с бухгалтерскими документами. Налогоплательщику потребуется доказать причину расхождений показателей (в т. ч. выручки). Сделать это несложно, поскольку правила бухучета несколько отличаются от правил налогового учета. К тому же база по разным налогам определяется с учетом своих особенностей.

Так, например, база по НДС может не совпасть с выручкой в отчете по прибыли, так как некоторые внереализационные доходы не подлежат обложению НДС (дивиденды, штрафы, курсовая разница). Об этом говорится в статье 250 .

По НДС

Если в ходе проверки по НДС инспектор выявляет ошибки или какие-либо несостыковки, он также запрашивает объяснения. Форма ответа рекомендована Письмом ФНС от 16 июля 2013 года №АС 4-2/12705 (второе приложение).

В форме содержится несколько таблиц, в которые вписываются разъяснения по каждому разделу декларации (с 8 по 12 раздел). Заполняется та, которая соответствует блоку с ошибками.

Следует отметить то, что это именно рекомендуемая форма, а не обязательная. Поэтому утонения можно оформить и в другом, более удобном виде. Но лучше все-таки остановиться на образце, указанном в Письме ФНС. К записке можно приложить дубликаты счетов-фактур, выписку из книги покупок и продаж.

По налоговой нагрузке

Если ИФНС истребует пояснения, касающиеся низкой налоговой нагрузки в разрезе среднеотраслевого уровня, можно написать следующее:

«В декларации по налогу ____ за период с __.__.____ г. по __.__.____ г. не допущено неполного отражения данных или неточностей, в результате которых возможно уменьшение налогооблагаемой базы. Ввиду этого у ООО «____» нет обязательств по уточнению налоговых платежей за указанный период. Касаемо налоговой нагрузки по основному виду деятельности, сообщаем:

ее уменьшение в период с __.__.____ г. по __.__.____ г. вызвано рядом обстоятельств: снижение доходов и увеличение расходов компании».

Далее можно указать, насколько снизилась выручка и возросли затраты за указанный период по сравнению с предыдущим. Нужно объяснить, что к этому привело (уменьшение спроса или количества покупателей, рост цен по закупке и др.).

Другие случаи

Помимо деятельности самой фирмы, налоговая может запросить сведения о контрагентах. Это называется встречной проверкой (или «встречкой»). Суть ее заключается в том, камеральный отдел рассылает запросы с просьбой предоставить перечень операций, выполняемых в отношении какой-либо организации, а также подтверждающие бумаги (договоры, взаиморасчеты и т. д.). Сведения запрашиваются за конкретный период времени.

Ответ составляется строго по установленному алгоритму, т. е. в соотвествии с истребуемыми сведениями. Если никаких операций за указанный период не осуществлялось, можно так и написать:

«За период времени с __.__.____ г. по __.__.____ г. никакие операции в отношении ООО «___» не проводились». За непредставление такого рода сведений на налогоплательщика накладывается штраф.

Образец составления

Поскольку единой формы написания нет, записку можно составить в достаточно свободной форме по сути описания ситуации.

Скачать образец пояснительной записки можно по ссылке ниже.

Ответственность за непредоставление пояснительной записки

Ответственность за непредоставление пояснений не предусмотрена. Положения статьи 126 на указанный случай не распространяются, поскольку речь идет не об истребовании документов (). также не может применяться, так как это не является «встречкой» ().

На налогоплательщика не накладывается и административная ответственность по статье 19.4 КоАП . Нормы указанной статьи применяются в случае неявки в налоговую, в не при отказе от дачи пояснений. Об этом говорит и ФНС (пункт 2.3 Письма от 17 июля 2013 года №АС-4-2/12837).

Получается, что налоговики не могут наложить штраф на несдачу пояснений. Тем не менее, сделать это нужно, так как отказ может привести к выездной проверке и как следствие – к существенным доначислениям, обжаловать которые не так-то просто.

Наши клиенты, находящиеся на бухгалтерском обслуживании, получают письма о недостаточном уровне заработной платы в организации по сравнению со среднеотраслевым значением. Пример такого письма смотрите ниже.

Что делать, если Вы получили такое письмо и как на него реагировать?

Среднеотраслевой уровень заработной платы, обязательно ли он должен быть таким? Предлагаем обратиться к Трудовому Кодексу РФ. Смотрим статью 133.1, из нее мы понимаем, что субъект РФ принимает региональное соглашение со своим уровнем минимального размера оплаты труда, при этом данный уровень не может быть ниже уровня размера оплаты труда установленным федеральным законом. В Москве минимальный уровень на данный момент составляет 18 742 рублей согласно Московскому трехстороннему соглашению. Получается, что в законодательстве отсутствует требование о среднеотраслевом уровне заработной платы.

Сообщение налоговой инспекции о повышении заработной платы до среднеотраслевого уровня незаконны. Однако, такие письма о повышении заработной платы направлены на легализацию «теневой» заработной платы. Инспекторы считают, что заработная плата в пределах МРОТ или чуть выше по Москве просто не соответствует действительности. Налоговые инспекции рекомендуют пересмотреть уровень заработной платы и сообщают о том, что в противном случае компания может быть отобрана для проведения выездной налоговой проверки. Кстати если обратиться к действующему Приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 г., то, в пункте 5 Приказа мы обнаружим условие о выплате среднемесячной заработной платы не ниже среднеотраслевого уровня, иначе, более низкая заработная плата будет являться одним из критериев проведения выездной налоговой проверки (пункт 5 Приказа).

Что мы предлагаем нашим клиентам? Обязательно отреагировать на письмо ИФНС, составив письменный ответ. Приложить к ответу копию штатного расписания. Указать причину выплаты такого уровня заработной платы.

Вариантами ответа могут быть:

Рекомендуем клиентам ознакомиться с данным письмом, принять решение и составить письменный ответ. Если Вы решаете повысить оклады, то обязательно в письме сообщите, что с 01 числа месяца оклады сотрудников будут повышены до такой-то суммы и приложите копию нового штатного расписания.

По информации налоговиков, зарплатные комиссии дают необходимый инспекторам эффект * . А именно: налоговые поступления от большинства компаний, вызванных на ковер, увеличились. Тем более что сейчас налоговики сравнивают уровень зарплаты компаний не с МРОТ или прожиточным минимумом, а с более высоким среднеотраслевым уровнем. В то же время некоторые компании не поднимают уровень зарплаты, и при этом у комиссии их действия претензий не вызывают. Как именно необходимо действовать, какие объяснения привести, чтобы налоговики сочли их приемлемыми, рассказал на посвященном «серой» зарплате и зарплатным комиссиям семинаре Антон Сляднев, заместитель руководителя отдела налогового права и консалтинга компании «Интелис», к. ю. н.

ЗАКОННЫЙ МИНИМУМ

В начале семинара лектор напомнил, что налоговики основывают свою деятельность на приказах и распоряжениях ФНС России. Но при этом в Трудовом кодексе нет указания на такой регулятор трудовых отношений, как зарплатная комиссия. То есть никакой юридической силы сами комиссии, равно как и их требования, не имеют.

Требования повысить зарплату до среднеотраслевого уровня тоже незаконны. ТК РФ (ст. 133) уже установил положение о минимальном размере оплаты труда в РФ. Трудовой кодекс допускает повышение минимального размера в конкретном субъекте, но лишь на определенных условиях. Во-первых, уровень должен быть единым по всем отраслям. Во-вторых, минимальный размер устанавливается специальной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ (а не зарплатной комиссией).

Таким образом, закон в общем случае требует от работодателя платить минимально 2300 руб. за полностью отработанный месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

Если в субъекте прошли заседания трехсторонних комиссий, МРОТ может быть больше (например, в Москве 6100 руб., установлен Московским трехсторонним соглашением на 2007 год от 12.12.06). Более того, закон предоставляет компании возможность отказаться от необходимости выплачивать повышенную зарплату. Для этого достаточно написать письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению в федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 48 ТК РФ).

Особо лектор подчеркнул: ответственности за выплату зарплаты ниже среднеотраслевого уровня в законодательстве нет. Конечно, если компания сочтет необходимым, она может и посетить зарплатную комиссию. И при этом даже в рамках самой комиссии можно привести объективные доводы в пользу небольшой зарплаты.

ПРИЕМЛЕМЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ

Антон Сляднев пояснил, что все возражения лучше подготовить заранее. Находясь на комиссии, придумать логичное объяснение сложно, поскольку все ее члены ждут лишь одного - согласия с претензиями и приказа о повышении зарплаты. Итак, какие доводы принимаются во внимание на комиссии?

Во-первых, налоговики, указывая на низкий уровень оплаты труда в конкретной компании, ссылаются на среднеотраслевые данные местного органа статистики. По мнению лектора, компания вполне может указать, что эти данные как минимум некорректны. Они включают в себя информацию как о зарплате крупных компаний (или их «дочек»), так и средних и малых. Соответственно их данные несопоставимы. Поэтому небольшой компании довести зарплату до среднеотраслевого уровня сложно.

Во-вторых, месячные оклады могут быть установлены выше уровня, который требует комиссия. Однако график работы сотрудников компании установлен таким образом, что сотрудник не вырабатывает норму (40 часов в неделю, ст. 91 ТК РФ). Таким образом, если для сотрудников установлен сменный график или неполный рабочий день или часть работников принята по совместительству, то среднеотраслевой уровень зарплаты компания не сможет выплачивать.

В-третьих, состав работников может отличаться. Например, в компании много неквалифицированных работников. Естественно, что средний уровень зарплаты по всем сотрудникам будет небольшой. Однако в разрезе по должностям оклады могут быть на должном уровне. Конечно, в этом случае необходимо представить на комиссию штатное расписание, подтверждающее такой довод.

В-четвертых, зарплата на самом деле может быть на уровне среднеотраслевой. Просто в отчетности был указан ошибочный ОКВЭД. Лектор пояснил, что зарплатная комиссия сверяет данные по отраслям, основываясь на том коде ОКВЭД, который указан в отчетности. Этот код не всегда соответствует истинной деятельности компании. Обычно так бывает, когда приобретают готовую фирму. Кроме того, компания может заниматься несколькими видами деятельности.

Поэтому лучше сразу на комиссии пояснить основной код ОКВЭД и указать количество работников, занятых этой деятельностью. В-пятых, можно сослаться и на банальную ошибку в отчетности. Что на самом деле оклады другие и компания планирует подать уточненные декларации с правильными данными.

Правда, присутствующие на семинаре этот довод отвергли. По мнению слушателей, его можно использовать, если действительно допущена ошибка. Намеренно ее допускать никто не будет. Кроме того, в течение периода начислялась зарплата определенного уровня. Если подать исправленную декларацию, потребуется исправлять и весь учет. А это большой объем работы. Тем более что в этом случае все равно придется увеличивать зарплату, да еще и задним числом. Поэтому, по мнению участников семинара, лучше обойтись без ухищрений и просто принести на комиссию приказ о повышении зарплат с текущего момента. В-шестых, комиссии достаточно услышать про планы повышения зарплат. То есть можно представить план поэтапного повышения, но на самом деле этот план не выполнять. Ответственности за такую уловку нет, пояснил лектор.

Кроме того, есть и просто логические доводы. Однако, как отметил ведущий семинара, лишь на их основе защититься не получится. Во-первых, в определенной местности даже в пределах одного субъекта уровень зарплат может отличаться. Так, группа компаний одной отрасли, находящихся в одной местности, может установить примерно одинаковые оклады своим работникам. Во-вторых, даже математически зарплаты у каких-то компаний должны быть ниже среднего. Значит, всегда будут как лидеры, так и аутсайдеры. Этот довод можно использовать, если уровень оплаты труда в компании отклоняется от среднеотраслевого лишь на 10-15 процентов.

Также лектор привел и доводы, не действующие на комиссии: «в настоящее время у нас убытки, мы не можем повысить зарплату»; «наша низкая зарплата связана с маленькой наценкой»; «мы считаем, что наша зарплата соответствует уровню». Эти доводы настраивают комиссию негативно. По мнению контролеров, если у компании убытки и низкая наценка, возникает вопрос, зачем ей вообще заниматься бизнесом. Конечно, компания может работать в убыток на стартовом этапе. Но тогда нужен бизнес-план, объясняющий, через какое время компания выйдет на уровень безубыточности и прибыльности.

ОПАСНЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ СХЕМЫ ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТЫ

В то же время Антон Сляднев напомнил, что главная причина, по которой компании показывают низкую зарплату, - высокий уровень ее налогообложения. И фактически выплачивают зарплату с использованием незаконных схем - «конвертной» (выплата неучтенных денег) и «страховой» (выплата не зарплаты, а страховых выплат).

Также лектор отнес к очень опасным схему аустаффинга (вывод персонала в компанию, находящуюся на спецрежиме, и его дальнейшая «аренда») ** . По мнению Антона Сляднева, налоговики уже научились раскручивать эти схемы и доказывать их незаконность. Налажен порядок взаимоотношений с органами МВД, банками и трудовыми инспекциями по обмену информацией и совместным проверкам.

Вместе с тем лектор привел схемы налогосберегающих выплат, которые, по его мнению, вполне законны, безопасны и не привлекут внимания налоговиков.

Во-первых, по мнению Антона Сляднева, можно заключить договор подряда вместо трудового договора. С помощью этой схемы компания экономит на взносах в ФСС.

Во-вторых, можно часть работников зарегистрировать в качестве индивидуальных предпринимателей на спецрежиме. Например, при использовании «упрощенки» с объектом налогообложения «доходы» зарплата сотрудника облагается единым налогом по ставке 6 процентов. В-третьих, можно часть выплат производить за счет чистой прибыли.

Здесь присутствующие на семинаре отметили, что сегодня выплаты за счет чистой прибыли не дают экономии. Более того, выгоднее, наоборот, увеличить зарплату, чем выплачивать часть доходов из чистой прибыли.

В-четвертых, зарплату можно выплачивать с помощью различного рода компенсаций и премий. Но при этом лектор подчеркнул, что к компенсациям у налоговиков повышенное внимание. Поскольку это единственные выплаты сотрудникам, не облагаемые ЕСН, но учитываемые при налогообложении прибыли.

Между тем мы хотим предупредить, что перечисленные выше и рекомендуемые лектором способы экономии известны налоговикам

*** . Причем в «дсп»-документах инспекторы их прямо называют схемами минимизации налогообложения. Поэтому применять их на практике лучше с осторожностью, уделяя особое внимание не только документальному подтверждению, но и подтверждению деловой цели сделки и разъяснениям сути схемы ее участникам (зачастую именно пояснения непосвященных участников дают возможность проверяющим доказать незаконность такой работы).

Самой безопасной лектор назвал «дивидендную» схему (как модификацию схемы «совета директоров» ****). То есть группа высокооплачиваемых сотрудников учреждает новую вспомогательную компанию (и переходит туда работать), находящуюся на «упрощенке» с объектом налогообложения «доходы». Новая компания оказывает услуги управления старой и получает за это деньги. При этом ни один из работников новой компании зарплату не получает, а лишь участвует в распределении дивидендов. В результате доходы сотрудников облагаются налогом по ставке 14,46 процента (100 - ((100 - 100 ((6%) - (100 - 100 (6%) (9%)). По сути, налоговая ставка близка к обычному НДФЛ (13%).

Антон Сляднев обратил внимание на тонкости внедрения этой схемы. Во-первых, ее нельзя выполнять с простыми работниками, поскольку они часто меняются. Кроме того, новая компания должна оказывать такие же услуги и другим компаниям (они могут быть скрыто аффилированными). Это требуется, чтобы учреждение вспомогательной компании имело деловую цель и не вызвало ненужных подозрений инспекторов. То есть цена содержания схемы может быть существенна.

Отметим и другие минусы этого способа ***** . Во-первых, при ежемесячном получении дивидендов вероятность переквалификации дивидендов в зарплату возрастает. То есть частота получения доходов сокращается как минимум до одного раза в квартал. Во-вторых, при передаче управления третьей компании налоговики требуют подтверждения эффективности сделки (увеличения прибыли, выручки). В-третьих, сами услуги по управлению необходимо детально расшифровывать.

* Подробнее о том, кого вызывают на зарплатные комиссии и по каким критериям, читайте в статье «Как будут вычислять претендентов на зарплатные комиссии» в «ПНП» № 6, 2007

«В Трудовом кодексе нет указания на такой регулятор трудовых отношений, как зарплатная комиссия»

** Подробнее об использовании договора аутстаффинга, нюансах его использования и о том, как защититься от претензий налоговиков к нему, читайте в статьях «Налоговая экономия за счет вывода персонала: как не допустить ошибку» в «ПНП» № 2, 2006 «Как защитить аутстаффинг от налоговых претензий» в «ПНП» № 4, 2007 «Дробление и аутстаффинг признаны уголовной оптимизацией» в «ПНП» № 12 «Новая практика: аутстаффинг с "упрощенцами" можно защитить» «Ответственность за выплату зарплаты ниже среднеотраслевого уровня в законодательстве не установлена»

*** Подробнее о возможностях экономии с помощью управляющей компании, а также как можно отстоять расходы на управляющую компанию, читайте в статье «Как защитить налоговые расходы на управление компанией» в «ПНП» № 3, 2006

**** Подробнее о том, как налоговики доказывают эти и другие схемы, читайте в статье «Единый соцналог: шесть опасных схем, известных налоговикам» в «ПНП» № 2, 2007

***** Подробнее о схеме с советом директоров и о том, как ее защитить, читайте в статье «Вознаграждения совету директоров - зона налоговых рисков» в «ПНП» № 7, 2007 Самой безопасной лектор назвал «дивидендную» схему

Письмом ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» была регламентирована деятельность по контролю за выплатой «теневой» заработной платы (далее - Письмо № ЕД-4-15/14490@). При этом управлениям ФНС по субъектам РФ было дано указание довести данное письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

Из статьи вы узнаете, как производится отбор кандидатов для приглашения на заседание такой комиссии и что делать при получении из инспекции информационного письма и уведомления о вызове налогоплательщика.

Впервые правила работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы были сформулированы в Письме ФНС РФ от 17.07.2013 №  АС-4-2/12722 . Письмом от 21.03.2017 №  ЕД-4-15/5183@ ФНС отменила действие этого письма в части организации работы комиссий по вопросам правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при ­УСНО, ЕНВД, ЕСХН. При этом отмена не затронула вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты НДФЛ.

В конечном итоге Письмом №  ЕД-4-15/14490@ были отменены оба вышеназванных письма и установлены обновленные правила работы комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам.

Налоговым ведомством цель работы комиссии определена следующим образом: увеличение поступлений НДФЛ и страховых взносов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков страховых взносов, в отношении которых установлены, в частности, факты неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного (неполного) перечисления НДФЛ и страховых взносов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности.

Положения Письма № ЕД-4-15/14490@ определяют последовательность контрольных мероприятий по выявлению:

фактов отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

  • фактов выплаты «теневой» заработной платы;
  • фактов несвоевременного перечисления НДФЛ;
  • фактов несвоевременного перечисления страховых взносов;
  • работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или МРОТ;
  • работодателей, не оформляющих трудовые отношения с работниками, в результате чего занижаются налоговая база по НДФЛ и база по страховым взносам.
Этапы работы налоговых органов по легализации налоговой базы Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах
Проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении плательщиков
Направление информационных писем плательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и изменений в налоговой отчетности, погашению задолженности по НДФЛ, страховым взносам и иным действиям
Подготовка материалов для рассмотрения на комиссии
Рассмотрение деятельности плательщиков на заседаниях межведомственных комиссий
Мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях
Подготовка информации в отношении плательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, с целью:

Повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов РФ или межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов РФ;

Рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки

При наличии оснований для вызова плательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии налоговая инспекция письменно уведомляет о вызове на комиссию должностных лиц плательщика с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

Отбор на комиссии

Основанием для отбора плательщиков для приглашения на «зарплатную» комиссию являются списки, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты НДФЛ, страховых взносов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и плательщика страховых взносов и др.

Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы плательщиков:

  • налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями;
  • налогоплательщики - налоговые агенты по НДФЛ, имеющие задолженность по перечислению налога, снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего отчетного (налогового) периода более чем на 10%, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
  • ИП, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% общей суммы полученного за налоговый период дохода;
  • ИП, отразившие в декларациях по НДС выручку от реализации, при этом заявившие в декларации по форме 3-НДФЛ доход, равный нулю, либо не представившие такие декларации за соответствующий период;
  • плательщики страховых взносов, имеющие задолженность по перечислению взносов, снизившие поступления взносов относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников, снизившие численность работников в течение отчетного периода более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, исчислявшие в предыдущих отчетных периодах страховые взносы по дополнительному тарифу 9 либо 6%, при этом применившие в текущем отчетном периоде иные тарифные ставки;
  • плательщики, в отношении которых от компетентных источников иностранных государств получена информация о получении резидентами РФ дохода, подлежащего налогообложению на территории РФ;
  • плательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций, иных источниках.

Анализ при подготовке комиссии

При подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии в отношении отобранных кандидатов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществляются мероприятия налогового контроля.

Для анализа деятельности организаций и ИП, которая подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, используются:

  • данные информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС «Налог-3», ПИК «НДС», СОУН и т. д.);
  • информация, полученная в рамках ст. 93.1 НК РФ ;
  • информация, содержащаяся в СМИ и Интернете;
  • сведения, полученные от кредитных организаций, правоохранительных органов, ПФР, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, ЦБ РФ и др.;
  • жалобы, заявления юридических и физических лиц;
  • информация, полученная от сотрудников, акционеров (участников) организаций;
  • информация, поступившая из других источников.
В Письме №  ЕД-4-15/14490@ приведены направления анализа, а в приложениях к нему даны рекомендуемые формы. Итак, анализ осуществляется по следующим направлениям:
  • анализ учетных данных и иных сведений, характеризующих налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) (приложение 1);
  • анализ показателей бухотчетности (баланса) (приложение 2);
  • анализ показателей уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ (приложение 3);
  • анализ показателей исполнения обязанностей по исчислению и перечислению страховых взносов (приложение 4);
  • анализ показателей отчетности индивидуальных предпринимателей (приложение 5).
На основании проведенного анализа выявляются налоговые риски, а сводные результаты анализа отражаются по форме, рекомендованной в приложении 6. Кроме того, в отношении плательщиков, отобранных для рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссии, проводится анализ уровня налоговой нагрузки (форма рекомендована в приложении 7).

Направление информационного письма

На этапе подготовки к заседанию «зарплатной» комиссии налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику страховых взносов) может быть направлено информационное письмо (его форма приведена в приложении 8 к Письму №  ЕД-4-15/14490@ ).

Цель такого письма - побудить организации и ИП к самостоятельному анализу результатов коммерческой деятельности, выявлению причин низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса профессиональных вычетов, занижения базы по страховым взносам, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ и страховым взносам, а также к исправлению ошибок (искажений) налоговой отчетности.

В информационном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в результате рассмотрения деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов).
В информационном письме инспекторы предлагают в том числе:
  • уточнить налоговые обязательства (либо обязательства по уплате страховых взносов) в порядке, установленном ст. 81 НК РФ , в том числе уточнить сумму профессионального вычета, сумму выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, тем самым скорректировав базу для их исчисления;
  • представить результаты СОУТ, если плательщик исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам;
  • погасить задолженность по НДФЛ и страховым взносам;
  • исчислить НДФЛ и страховые взносы с реально полученных сотрудниками организации доходов, подлежащих налогообложению;
  • провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 №  ММ-3-06/333@ .
Информационное письмо должно направляться заблаговременно - не позднее чем за один месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.
Срок для принятия решения о представлении уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам), погашения задолженности по НДФЛ и страховым взносам, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания для приглашения на комиссию, устанавливается для плательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.
По истечении установленного срока налоговый орган оформляет уведомление о вызове налогоплательщика (его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 №  ММВ-7-2/189@ ) в следующих случаях:
  • при непредставлении уточненных документов;
  • при непогашении задолженности по НДФЛ и страховым взносам;
  • при непредставлении пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований для приглашения на комиссию.

Рассмотрение деятельности организаций и ИП на заседании комиссии

Деятельность налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседании комиссии рассматривается в индивидуальном порядке. При этом представителю организации (либо ИП) предлагается:

Дать пояснения по выявленным фактам, несоответствиям;

Уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм законодательства о налогах и сборах.

По итогам рассмотрения комиссия формулирует рекомендации по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы, базы для исчисления страховых взносов, а также по принятию мер, направленных на привлечение плательщика к уплате задолженности по НДФЛ, страховым взносам.

Например, может быть предложено:

представить уточненные расчеты по форме 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам за предыдущие налоговые периоды, в которых надо уточнить показатели отчетности, в том числе расходы плательщиков страховых взносов на оплату страхового обеспечения, суммы, не облагаемые страховыми взносами, размер дополнительных тарифов по страховым взносам и суммы взносов, исчисленные по данным тарифам, численность работников, в пользу которых начислен доход;

  • перечислить сумму задолженности по НДФЛ и страховым взносам с учетом пеней;
  • принять меры по исключению негативных тенденций в последующих отчетных периодах.
Рекомендации должны содержать конкретный срок устранения нарушений в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов. Рекомендуемый срок - 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии.

По результатам рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются:

Срок для устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов.

Информация по результатам работы «зарплатной» комиссии может быть направлена в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы ФМС, ГИТ и т. п.) для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

Если работодатели выплачивают зарплату ниже прожиточного минимума или МРОТ, информация о таких работодателях ежеквартально направляется для принятия соответствующих мер налоговыми органами:

На территориальном уровне - органам местного самоуправления;

На региональном уровне - органам по труду и занятости субъектов РФ и ГИТ по субъектам РФ.

Что делать, если пришло уведомление из налоговой инспекции?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе вызывать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) на основании письменного уведомления для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими норм НК РФ, в частности, в рамках заседания «зарплатных» комиссий.

В уведомлении приводятся:

Подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

Дата и время явки;

Адрес инспекции и номер кабинета, куда нужно явиться.

Уведомление о вызове ИФНС может быть передано одним из следующих способов:

Представителю организации лично под расписку;

По почте заказным письмом;

В электронном виде по ТКС. В этом случае необходимо в течение шести рабочих дней направить в ИФНС по ТКС квитанцию о приеме уведомления (п. 5.1 ст. 23 НК РФ ). Если это не будет сделано, инспекция может заблокировать банковские счета организации (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ ).

Представлять интересы организации может ее руководитель или представитель, действующий по доверенности (п. 1 ст. 26 , п. 1 ст. 27 , п. 1 ст. 29 НК РФ ).

Если не прийти на заседание «зарплатной» комиссии

Неявка налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов фиксируется в протоколе заседания комиссии.

При неявке налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов) на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ №  ММВ-7-2/189@ .

В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленных плательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 ­КоАП РФ .

Согласно ч. 1 ст. 19.4 ­КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

На граждан - в размере от 500 до 1 000 руб.;

На должностных лиц - от 2 000 до 4 000 руб.

Кроме того, в отношении плательщиков, которые не явились на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут проводиться следующие мероприятия:
  • повторный вызов на межведомственную комиссию при органах местного самоуправления;
  • вызов на межведомственную комиссию при администрациях субъектов РФ (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала РФ соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований);
  • проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
  • подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Последующий мониторинг и анализ отчетности налогоплательщика

Даже после того, как налогоплательщик побывал на «зарплатной» комиссии и подписал соответствующий протокол, налоговый орган будет осуществлять мониторинг его деятельности. Это обу­словлено необходимостью контроля за выполнением рекомендаций, прописанных в протоколе. Письмом №  ЕД-4-15/14490@ предусмотрены следующие виды мониторинга.
Ежеквартальный мониторинг Проводится в разрезе НДФЛ и страховых взносов:

Анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств и определением сумм НДФЛ (страховых взносов), дополнительно поступивших в бюджет (заполняются формы, приведенные в приложениях 10, 11, 15);

Контроль за погашением задолженности по НДФЛ и страховым взносам (приложения 12, 16);

Динамика численности и заработной платы (приложение 13);

Динамика показателей налоговой нагрузки (приложение 7)

Ежемесячный мониторинг Отслеживает изменения поступления НДФЛ и страховых взносов в бюджет и проводится в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ, и плательщиков страховых взносов, имеющих задолженность по перечислению страховых взносов, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по кодам видов экономической деятельности (приложения 14, 17)

Если по результатам проведенного мониторинга не будут выявлены положительные тенденции и при этом должностные лица (индивидуальные предприниматели) не представят обоснованные пояснения, весь пакет документов по данным налогоплательщикам будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.

ФНС в Письме №  ЕД-4-15/14490@ представила обновленный порядок работы «зарплатных» комиссий. Одной из особенностей этого документа является то, что его действие будет распространяться на анализ данных о начислении и уплате как НДФЛ, так и страховых взносов. Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, которые формируются путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности плательщиков. Налогоплательщиков, которые не явятся на эту комиссию без уважительной причины или не выполнят рекомендации налоговиков по итогам заседания комиссии, могут привлечь к административной ответственности. Кроме того, в отношении них могут быть иници­ированы выездные налоговые проверки.