География промышленности самарской области. Авиакосмическая промышленность Аэрокосмическая отрасль

Содержание статьи

АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, совокупность предприятий, занятых конструированием, производством и испытаниями самолетов, ракет, космических аппаратов и кораблей, а также их двигателей и бортового оборудования (электрической и электронной аппаратуры и др.). Эти предприятия принадлежат государству или частным владельцам. Авиационно-космическая промышленность имеет важное политическое и экономическое значение. Ею в значительной мере определяются промышленный потенциал и престиж государства: ее предприятия поставляют свою продукцию на внутренний и внешние рынки, обеспечивают заказами другие отрасли хозяйства, предоставляют большое количество рабочих мест.

РЫНКИ СБЫТА

Сбыт авиационно-космической продукции осуществляется по пяти основным направлениям.

Военные самолеты и ракеты.

Военные самолеты различаются по назначению. Истребители перехватывают самолеты противника, атакуют воздушные и наземные цели, совершают дозорные и разведывательные полеты. Задачи бомбардировщиков – поражение отдаленных наземных объектов. Для поражения близких объектов применяются штурмовики; они меньше бомбардировщиков и уступают им в бомбовой загрузке. Самолеты-корректировщики действуют совместно со штурмовиками. Назначение транспортных и учебных самолетов ясно из их названий. Транспорты, истребители и штурмовики некоторых типов используются как самолеты-заправщики или носители средств радиоэлектронной войны. Вертолеты особенно эффективны как средства спасения, но есть их типы, которые выполняют функции штурмовиков и транспортных летательных аппаратов. Существуют военные самолеты для решения и многих других специальных задач.

Назначение боевых ракет связано с их размерами. Баллистические ракеты обычно тяжелы и велики по размерам; самые большие из них – межконтинентальные. Основная часть траектории таких ракет лежит за пределами земной атмосферы . Ракеты меньших размеров обычно рассчитаны на дальности до сотен километров и управляются на протяжении всего полета; самые малые из них относят к категории снарядов.

Космическая техника.

Заказы на космическую технику поступают, как правило, от правительств и их агентств. В США этими проблемами ведает НАСА (NASA – National Aeronautics and Space Administration) – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, в России – Российское космическое агенство. Космический летательный аппарат может быть пилотируемым или беспилотным. Возвращаемые на Землю аппараты при входе в плотные слои атмосферы движутся сначала по баллистической траектории, а в плотных слоях атмосферы и перед посадкой используют парашюты или крылья. Примером крылатого аппарата является американский воздушно-космический корабль «Шаттл» . Космические аппараты выводятся в космос ракетами-носителями. В качестве ракет-носителей часто используются модифицированные баллистические ракеты. Для проведения научных исследований в космосе применяются и специальные исследовательские ракеты, размеры которых относительно невелики.

Космос может быть использован в различных целях – коммерческих, научных и военных. В последние десятилетия активизировались военные программы, поэтому для защиты страны от нападения из космоса были созданы ЦУКОС МО РФ и Управление космических систем ВВС США с задачей использования и обслуживания искусственных спутников Земли. Создание воздушно-космической транспортной системы «Шаттл» должно было удешевить это обслуживание.

Воздушный транспорт.

Люди активно пользуются воздушными путями сообщения; потребность в крупных пассажирских самолетах в настоящее время продолжает возрастать. Производство гражданских авиалайнеров осуществляется параллельно производству военных транспортов. Выпуск гражданских самолетов – своеобразная защитная реакция самолетостроительных компаний на капризы неустойчивых рынков военной и космической техники.

Авиалайнеры различаются по конструкции и размерам в зависимости от расчетного количества пассажиров и дальности полета. Обычно на более протяженных маршрутах используются более крупные машины. Небольшой самолет весит ~10 т и берет на борт до 10 пассажиров. «Боинг-747» берет от 331 до 550 человек и весит от 300 до 400 т. Дальность полета «Боинга-747-400» равна почти 13 000 км. Многие транспортные самолеты перевозят только грузы. Англо-французским консорциумом и Советским Союзом в свое время выпускались сверхзвуковые авиалайнеры. Англо-французский лайнер «Конкорд» до сих пор совершает полеты на линиях регулярного воздушного сообщения.

Малые самолеты гражданской авиации.

К этой категории относятся самолеты, используемые в деловых и личных целях. Деловые самолеты – как правило, реактивные или турбовинтовые – имеют вместимость до 40 человек (вместе с экипажем) и грузоподъемность от 3 до 35 т. Личные самолеты меньше, и на них обычно устанавливаются поршневые двигатели. Полеты в личных целях дороги и приводят, в конечном счете, к потере времени; на больших расстояниях личные самолеты не выдерживают конкуренции с авиалайнерами, а на малых – с автомобилями.

ОСОБЕННОСТИ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Производственное оборудование авиационно-космической промышленности соответствует сложности ее продукции. В ней широко применяются и новейшие станки, и ручной труд искусных мастеров. Многим узлам ракет и космической техники необходима прецизионная обработка, они должны функционировать даже более надежно, чем самолетные изделия; производственные площади таких предприятий похожи скорее на лаборатории, нежели на заводские цеха. Напротив, производству личных самолетов до сих пор присущи те же способы работы с листовым металлом, что применялись в самолетостроении 1930-х годов. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предшествуют выпуску всех новых типов продукции авиационно-космической промышленности, кроме малых самолетов гражданской авиации (их производство часто заимствует результаты изысканий из других областей техники).

Для успеха фирмы на рынке авиационно-космической техники необходимы определенные условия, а именно: 1) техническая компетенция и постоянство кадрового состава; 2) достаточный опыт выпуска продукции по своим конструкторским разработкам; 3) умелая организация сбыта готовых изделий; 4) диверсификация производства; 5) эффективность затрат; 6) устойчивость финансового положения. Перспективными для долгосрочного развития промышленности представляются авиалайнеры и космическая техника. Сокращение рынка вооружений, похоже, может быть скомпенсировано объемом продаж на других секторах рынка, достаточных для получения приемлемых прибылей. По темпам развития авиационно-космическая промышленность превзошла другие отрасли и приобрела определяющее значение для современной цивилизации.
См. также АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОНСТРУИРОВАНИЕ ; АЭРОНАВИГАЦИЯ ; АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ ; АВИАЦИОННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ; АВИАЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ ; АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ; РАКЕТА ; КОСМОСА ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ; КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «ШАТТЛ» .

Производство гражданских вертолётов в России в 1997-2009 годах, штук

Основная статья: Авиационная промышленность России

Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года Активы российского авиастроения сконцентрированы в двух профильных интегрированных структурах: Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 - промышленные, 102 - НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности - более 411 тыс. человек. Крупнейшими научными центрами авиастроения являются: ВИАМ, ЦИАМ, ЦАГИ, ЛИИ, ГосНИИАС, ОНПО «Технология» .

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения - на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов) .

В 2010 году объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд рублей, из которых 31 % - доля самолётостроения, 18 % - вертолётостроения, 24 % - двигателестроения, 8 % - агрегатостроения, 11 % - приборостроения, 8 % - производства спецтехники. За этот год в России было выпущено более 100 военных самолётов.

После саммита БРИК в апреле 2010 года, стало известно, что ведутся переговоры с бразильской аэрокосмической корпорацией Embraer о совместной разработке и производстве самолёта для российской региональной авиации. Вероятно, речь идёт о использовании мощностей Казанского авиационного завода .

Существуют оценки, согласно которым в случае объединения российского и украинского авиапрома, самолётостроители двух стран способны образовать третий по значимости - после США и Западной Европы - центр мирового авиастроения . В апреле 2010 года ОАК и украинская государственная компания «Антонов» договорились о создании компании, координирующей совместное производство самолётов Ан-124, производство самолётов Ан-148, Ан-70 и Ан-140. Предполагается также, что ОАК получит контроль над «Антоновым» в обмен на пакет акций ОАК.

Российские производители авиационной промышленности сотрудничают (кооперация, совместные производства) практически со всеми ведущими мировыми производителями, среди которых корпорации Боинг, Airbus, Snecma, бразильской Embraer, ряд итальянских концернов из группы Finmeccanica (например, Agusta Westland, Alenia Aeronautica) , с французскими производителями (12 компаний) , с китайскими производителями , с рядом украинских заводов .


В последнее время российскими авиастроителями заключены многомиллиардные твёрдые контракты на поставку гражданских самолётов иностранным авиаперевозчикам (SSJ-100 и МС-21 , общая сумма более $7 млрд).

В структуру Роскосмоса, по данным официального сайта агентства, входит 66 предприятий. . Крупнейшие предприятия космической промышленности:

  • ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва»,
  • ГКНПЦ им. М. В. Хруничева,
  • Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва
  • ЦСКБ-Прогресс,
  • НПО машиностроения,
  • ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко»,
  • ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» (ОАО «ГРЦ Макеева»),
  • Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина.

По данным на 2006 год за Россией было примерно 11 % мирового рынка космических услуг . Согласно Государственной стратегии развития ракетно-космической промышленности, доля продукции российской ракетно-космической промышленности на мировом рынке к 2015 году должна достигнуть 15 % .

По интенсивности космической деятельности (по количеству запущенных космических кораблей и количеству запущенных космических аппаратов) Россия занимает лидирующие позиции на протяжении последних нескольких лет .

По объёму финансирования гражданской космической деятельности по данным последних лет Россия занимает шестое место в мире .

В настоящее время агентством Роскосмос заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности с 19-ю странами; среди них США, Япония, Индия, Бразилия, Швеция, Аргентина и страны, входящие в Европейское космическое агентство (ЕКА)

В марте 2010 года Франция заказала у России 14 ракет-носителей «Союз» на $1 млрд . В ноябре 2011 года, в свете успешного сотрудничества РФ и Франции в ходе подготовки и запуска ракеты-носителя с французского космодрома Куру, стало известно о заключении контракта на строительство 21 ракеты-носителя «Союз», оценочная стоимость не менее 32 млрд, руб. (также помимо данного контракта российские и французские специалисты займутся разработкой ракеты-носителя нового поколения)

См. также Международный авиационно-космический салон (МАКС) (Заключено контрактов на сумму: в 2005 - $5 млрд, в 2007 - $3 млрд, в 2009 - $10 млрд).

В период научно-технической революции стала активно развиваться авиационная и ракетно-космическая промышленность, которая явилась отдельной отраслевой структурой машиностроения.

Данный вид производства выступает обособленным структурным подразделением, который производит конструирование, выпуск самолетов, ракет, космических кораблей и другой техники. Кроме того, отрасль занимается проведением испытательных работ указанных летательных аппаратов.

Как правило, собственником авиационных и ракетно-космических предприятий выступает государство, в отдельных случаях – частное лицо. Государственное производство такой промышленности играет важную роль для любой страны, так как повышает ее потенциал и престиж. Это происходит в силу обеспечения имеющихся потребностей внутри государства и реализации продукции за его пределы. Кроме того, данное производство дает возможность предоставления занятости граждан, а также удовлетворяет запросы других отраслей промышленности, нуждающихся в использовании некоторых категорий такой продукции

Цели использования авиации

Выпуск авиационной продукции в самом начале использовался исключительно в военных целях. Со временем стали появляться и гражданские аппараты. По такой же схеме произошло становление ракетно-космической промышленности, которая выпускает для гражданских целей спутники с метеофиксирующими функциями, спутники для связи и так далее. Эти два вида промышленности были объединены между собой в одну целостную структуру, которая занимается выпуском разнообразных моделей летательных аппаратов, применяемых в двух направлениях.

Одно из таких направлений – это гражданский выпуск летательных средств. Сюда можно отнести производство самолетов, вертолетов, ракет, космических летательных аппаратов и других воздухоплавательных средств, используемых исключительно в мирное время для гражданских нужд.

Второе направление – военное производство летательных аппаратов, которые применяются в военный период времени или для удовлетворения военных потребностей государства. Кроме выпуска основных моделей, производятся также и запасные специальные детали к ним. Это всевозможные агрегаты, узлы и другие запасные части. Основное влияние на производство авиационной и ракетной промышленности оказывают инновационные материалы, которые выпускаются в металлургии и промышленности химического типа.

Производство ракет и другой авиации невозможно без использования составляющих компонентов электронной промышленности. Любой самолет оснащен электронным оборудованием, имеющим название «авионика». Более сложные летательные аппараты – спутники или ракетные установки – всегда оснащаются электронными компонентами, но уже более сложного вида.

Главные характеристики промышленности в сфере авиации и космоса

Для выпуска ракетно-космических и авиационных аппаратов требуется соответствующее оборудование, способное производить подобную продукцию. Кроме новых современных оснащенных станков также немаловажную роль играет и высокий профессионализм работников, занятых в данной промышленности. При выпуске космической и ракетной продукции часто необходимо использование ряда дополнительных функций. Например, для ракет потребуется дополнительная прецизионная обработка.

Факторами, влияющими на успешное развитие производства и выпуск аппаратов авиационной и ракетной промышленности являются:

  • достаточный опыт работы в данной сфере;
  • высокая работоспособность и профессионализм рабочей силы;
  • налаженный рынок продажи готовой продукции;
  • устойчивое материальное состояние;
  • эффективный расчет затрат на выпуск продукции;
  • диверсификационная работа на производстве.

Одними из самых перспективных составляющих в данной сфере выступают космическая техника и авиалайнеры.

Основные области использования ракетно-космической и авиационной продукции

В данный период времени авиационно-космическая и ракетная промышленность реализуется в следующих областях применения:

  1. Воздушный летательный транспорт. Такой вид транспорта необходим в нынешнее время, так как гражданские самолеты и другая авиация, применяемая в гражданских целях, пользуется большим спросом. Авиалайнеры, используемые для гражданских перевозок, занимают особое место в силу того, что человеческий пассажиропоток в сфере перелетов очень высок, многие люди предпочитают выбирать именно самолеты для своих поездок и путешествий. Также есть небольшие самолеты частного типа. Они используется чаще всего для полетов в бизнес целях.
  2. Ракеты и самолеты военного типа. Данные летательные аппараты производятся в виде истребителей, бомбардировщиков, самолетов-корректировщиков, штурмовиков, ракет боевого типа и тому подобных аппаратов. Каждый из них выполняет свое специальное назначение.
  3. Космическая техника. Данный вид летательных аппаратов выпускается в основном по государственному заказу. Выделяют 2 основных вида данных космических средств: беспилотники и летательные аппараты, управляемые пилотом.

Авиационная и ракетно-космическая промышленность вышла на достаточно высокий уровень производства и востребованности. На данном этапе времени эта сфера занимает одно из главенствующих звеньев во всей современной цивилизации.

Аэрокосмическая отрасль

Сегодня Самарский авиакосмический комплекс представляет собой интегрированную систему, включающую сырьевые и энергетические предприятия, заводы-изготовители комплектующих изделий, заводы-сборщики, а также все профильные научно-исследовательские организации и аэрокосмический университет, готовящий специалистов в этой области.

Достижения разработчиков и создателей авиационной и космической техники в Самарской области неразрывно связаны с именем генерального конструктора двигателей НК - Николаем Кузнецовым. Его именем названо предприятие, на котором он много лет трудился.

Авиакосмический комплекс Самарской области - это:

Среднемагистральные самолеты Ту-154 разных модификаций;

Ракетоносители космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз", "Молния", "Прогресс";

Двигатели ракетоносителей, авиационные двигатели;

Космические аппараты типов "Космос", "Фрам", "Ресурс", "Фотон", "Бион", "Эфир";

Двигательные установки для ракетоносителей;

Агрегаты для самолетов Ту-204, Ту-334, Ту-154, Ил-90-300, Ил-114, Миг-29, Миг-32, Су-27, Су-29, двигателей НК-22, НК-86, НК-88.

В настоящее время в Самарской области работает 12 предприятий и организаций авиационной промышленности, подведомственных Российскому агентству по промышленности. Эти предприятия занимаются как производственной деятельностью, так и научными исследованиями в области авиации. Общая численность работающих - около 28 тыс. человек, суммарный годовой объем производства по итогам работы в 2006 году составил 5,7 млрд. рублей.

Лидер авиастроения в Самарской области - ОАО "Авиакор-авиационной завод", освоивший серийное производство нового регионального самолета АН-140. Проект Ан-140 реализован без малейшей поддержки со стороны федеральных структур, а исключительно на средства предприятия и при финансовой поддержке Правительства Самарской области.

Самарский авиакосмический комплекс представлен несколькими базовыми предприятиями: ОАО "СНТК им. Н.К. Кузнецова", ОАО "Моторостроитель", ОАО "Самарское конструкторское бюро машиностроения", ОАО "Металлист-Самара", ЗАО "АвиакорПром", ГНПРКЦ "СКБ-Прогресс", ОАО "Авиаагрегат", ОАО "Старт", ОАО "Агрегат" и другие.

Легкая промышленность

Лёгкая промышленность в Самарской области представлена текстильной, трикотажной, швейной, меховой и обувной подотраслями.

Легкая промышленность области представлена предприятиями практически всех подотраслей: текстильной, трикотажной, швейной, меховой и обувной. Наибольшим удельным весом обладает продукция швейной и текстильной подотраслей.

В этой отрасли в области работает более 400 предприятий различных форм собственности. Они имеют оборонную значимость, обеспечивают население товарами первой необходимости, а также удовлетворяют потребность в текстильных товарах и спецодежде предприятия области.

Самое крупное предприятие - ЗАО "Новокуйбышевская фабрика трикотажного полотна". Не менее значимыми являются ЗАО "НФТП", ЗАО "Самарская трикотажная фабрика", ООО "Русь Плюс", ОАО "Самарская швейная фабрика", ОАО ПШО "Волга", ОАО "Новокуйбышевская швейная фабрика", ОАО "Сызранская швейная фабрика", ООО "Меховая компания "Отрада", ООО "Промкомбинат облпотребсоюза", ООО "Чапаевский завод мешкотары", ЗАО "Обувьпром", ООО "Учебно-производственный комбинат".

По итогам работы за 2012 год предприятия легкой промышленности реализовали продукцию собственного производства и оказали услуги в текстильном и швейном производстве на сумму более 2 млрд. рублей.

Авиакосмическая отрасль нашей промышленности — это огромный комплекс предприятий, научных и производственных коллективов. Развитию авиации и космонавтики в стране придавалось особое значение. Мы были первооткрывателями в исследовании новых возможностей человека по освоению воздушного пространства.

Научно-техническая база авиакосмического комплекса всегда развивалась в условиях приоритетного финансирования. Такая государственная политика дала свои результаты — к началу 90-х годов в стране была создана единая уникальная опытно-экспериментальная база, представляющая поистине национальное богатство. Только авиационная промышленность России сегодня насчитывает 336 предприятий, в том числе 126 серийных заводов и 134 ОКБ, 6 государственных научных центра и 15 научно-исследовательских институтов. Научно-технический потенциал авиастроительных НИИ и КБ позволяет разрабатывать, испытывать и серийно выпускать воздушные суда любого назначения. Аналогичная база имеется лишь в ведущих компаниях США, Англии и Германии.

В 1992-1998 гг. произошло значительное сокращение производства авиационной техники. В частности, в 15 раз снизился выпуск гражданских самолетов и вертолетов. Но, все-таки, если в 1995-1997 гг. продолжалось уменьшение объема продукции, то уже в 1998 г. падение выпуска гражданской продукции замедлилось и наметился некоторый рост общего объема. Однако он произошел за счет экспорта вооружений и военной техники.

В целом, я думаю, современное состояние авиационной промышленности в Российской Федерации никак не соответствует ее роли и значению в обеспечении национальной безопасности, удовлетворении транспортных потребностей и решении других народнохозяйственных задач. На сегодняшний день ситуация определяется проблемами как общего порядка, так и специфическими для авиационной отрасли. Особенностью является то, что средства на освоение серийного производства новой авиационной техники предприятиями уже затрачены. Производственные мощности в основном сохранены и готовы к использованию для наращивания выпуска новейших самолетов и вертолетов. Как иностранные, так и отечественные инвестиции могут быть привлечены лишь при условии ликвидности авиационной техники (возможности ее залога при практическом отсутствии поддержки государства в виде правительственных гарантий), что достижимо только при получении западного сертификата летной годности.

Стабилизация и развитие предприятий авиационной промышленности сегодня возможно только при осуществлении комплекса мероприятий, направленных на решение первоочередных проблем отрасли и определение ее дальнейших перспектив. Это реструктуризация задолженности в бюджеты всех уровней в первую очередь предприятиям, сохранившим устойчивый выпуск самолетов и вертолетов; утверждение Концепции развития гражданской авиационной техники на период до 2015 г. и разработка принципов финансирования этих работ из бюджета на возвратной основе, то есть предоставление средств в основном интегрированным структурам, сориентированным на создание конкретного проекта; разработка и представление в Государственную Думу проекта Федерального закона “Об авиационном лизинге”, предусматривающего в том числе предоставление лизинговым компаниям правительственных гарантий до 85% от стоимости лизингового проекта, а также применение к воздушным судам, являющимся объектами финансового лизинга, действующих коэффициентов ускоренной амортизации; введение на несколько лет моратория на продажу акций предприятий, закрепленных в федеральной собственности; максимальное использование высвобождающихся производственных мощностей в интересах регионов; ускорение заключения с Европейским Сообществом межправительственного соглашения об авиационной безопасности, аналогично заключенному с США в 1998 г.

Расширение масштабов освоения и использования космического пространства в настоящее время стало одной из ведущих мировых тенденций. Понимание стратегической значимости космоса привело к тому, что уже более 120 стран занимаются космической деятельностью, а 20 из них — весьма активно. Основой космической деятельности нашей страны является успешно работающая орбитальная группировка аппаратов и созданный за 50 лет потенциал (ракетно-космическая промышленность, космодромы, центры управления полетами и подготовки космонавтов, уникальная экспериментально-испытательная база и высококвалифицированные кадры). Без этого мощного потенциала в настоящее время не может быть эффективно реализована ни одна крупномасштабная социально-экономическая, информационная и оборонная программа.

Особенности Российской Федерации — огромный размах территорий, потенциально богатейшие, но в значительной степени не исследованные природные ресурсы, большая протяженность морских и сухопутных границ. Однако, несмотря на чрезвычайно важное значение космических средств в обеспечении национальной обороны и безопасности, развития экономики и международного сотрудничества, космические программы не получают реальной государственной поддержки, соответствующей их значимости. Предусмотренный Федеральным законом “О космической деятельности” уровень ее финансирования в объеме до 1% ВВП не обеспечивается. Хроническое недофинансирование в 1996-1998 гг. привело к угрожающей ситуации в сфере выполнения как Федеральной космической программы, так и международных обязательств. В 1997 г. долг государства составил 1,7 млрд рублей. Тяжелое положение сохранилось и в 1998 г. Практически все это ставит предприятия и организации ракетно-космического комплекса на грань банкротства, из отрасли продолжается отток квалифицированных кадров.

Без принятия экстренных мер космическая инфраструктура начнет разваливаться. Мы понимаем, что от дальнейших решений Правительства РФ зависят безопасность и статус Российской Федерации как космической державы. С учетом особой важности космической деятельности в государственном оборонном заказе на 1999 и последующие годы планируется обеспечить приоритетное и стабильное финансирование отрасли в интересах обороны, безопасности, экономики, науки и международного сотрудничества в объеме 0,35-0,4% от ВВП, а также привлекать средства из внебюджетных источников для целевого и дополнительного финансирования. При этом выделяемые средства будут направлены на решение важнейших задач: мониторинг природной среды, обеспечение службы погоды, контроль за чрезвычайными ситуациями; координатно-временное обеспечение; спасение терпящих бедствие; обеспечение единого информационного пространства, безопасности, непрерывной связи, радио- и телевещания; развитие орбитальных пилотируемых полетов, создание новых материалов и высокочистых веществ; получение фундаментальных результатов в различных научных областях, в том числе в условиях международной интеграции; реализация международных соглашений по созданию Международной космической станции, астрофизическим наблюдениям и исследованию планет; глобальное наблюдение за военной и экономической деятельностью государств, контроль договоров по сокращению вооружений и других аспектов обороны и безопасности.

При этом хочу заметить, что одним из путей существенного повышения эффективности космической деятельности является объединение усилий на межгосударственном уровне посредством установления тесных связей с национальными космическими агентствами стран мира. Важное место в международной космической деятельности России занимает ее участие в работе органов ООН, межправительственных и международных неправительственных организаций. К настоящему времени заключены межправительственные и межгосударственные соглашения о сотрудничестве в области космической деятельности с 15 странами, а межагентские — с 14. В том числе с США, Францией, Японией, Германией, Китаем, Индией, Канадой, всеми странами СНГ и многими другими.

Опираясь на свой космический потенциал, Российская Федерация может стабилизировать экономику, обеспечить качественно новый уровень решения оборонных задач и задач международного сотрудничества, укрепить позиции в мировом сообществе. Одним из перспективных направлений взаимодействия стран в космосе становится военно-техническое сотрудничество (ВТС) в обеспечении глобальной международной безопасности во всех ее аспектах, а значит в обеспечении политической стабильности на обширных территориях, вплоть до целых континентов.

К выводу о возможности ВТС в деле создания комплексной системы глобальной безопасности мирового сообщества пришли специалисты не только в России, но и в других государствах. Интегрированная система космических и наземных средств коллективного использования могла бы включить в себя мировую систему экологического наблюдения Земли; комплексную систему наблюдения и контроля за военной деятельностью; телевизионную и ретрансляционную системы; навигационную и поисково-спасательную систему, интегрированную с наземными службами; систему метеорологического обеспечения. Такая комплексная система способна обеспечить реализацию мер по поддержанию политической безопасности, направленной на исключение обострений международных отношений. В настоящее время рассматривается возможность создания Европейской системы космического наблюдения. Интеграция России в международную космическую деятельность способствует укреплению ее позиций в мировом сообществе, усилению авторитета и влияния, а также пониманию наших интересов другими странами.

Другая важная проблема сегодня — это военно-техническое сотрудничество. ВТС с зарубежными странами — одно из главных направлений работы ВПК, которое дает весомую отдачу и возможность получить существенную финансовую поддержку для аэрокосмической отрасли. На внешнем рынке мы успешно конкурируем с другими странами. Как известно, координирует работу различных предприятий в области ВТС специальная правительственная комиссия. Текущую оперативную работу по взаимодействию осуществляет Минторг России. В его задачи входит согласование действий субъектов ВТС на мировом рынке вооружений. Такими субъектами являются государственные компании-посредники – “Росвооружение”, “Промэкспорт”, “Российские технологии”, а также сами производители военной техники, получившие право самостоятельного выхода на рынок.

Что касается крупнейшей компании “Росвооружение”, то после смены ее руководства необходимы оперативные меры по восстановлению расчетов с предприятиями-изготовителями вооружения и военной техники. Требуются срочные переговоры по замене Инкомбанка и Онэксимбанка на другие, более устойчивые в финансовом отношении. Следует разработать мероприятия по увеличению объемов экспорта. По сравнению с 1996 г. он снизился более, чем на $1 млрд, а за 9 месяцев прошлого года план поставок реализован только на 45%.

Среди первоочередных задач в области военно-технического сотрудничества – улучшение координации действий фирм на внешнем рынке. За рубежом компании должны проводить единую государственную политику, поэтому всякую конкуренцию между российскими субъектами ВТС необходимо исключить. Следует уделить особое внимание значимым контрактам по поставкам Су-30МКИ в Индию, кораблей в Китай и другим. До настоящего времени эта работа находилась не на должном уровне.

Наряду с этим, планируется продолжение работ по техническому содействию и созданию крупных объектов (аэродромов, ремонтных заводов). У нас есть реальные возможности существенно повысить количество контрактов на ремонт и модернизацию ранее поставленной за рубеж техники. Надо “повернуться лицом” к, так называемым, малым контрактам, поставкам запчастей и комплектующих. Если мы не активизируем работу по дооборудованию и строительству спецобъектов за рубежом, то ее перехватят наши конкуренты.

Другим направлением в ВТС является заключение контрактов на выполнение исследовательских и конструкторских работ, в том числе и в международной кооперации. У нас есть предложения фирм Боинг, Макдоналд Дуглас, Бритиш Аэроспейс о совместной разработке систем вооружения, в том числе и для третьих стран. Мы внимательно их изучаем и Правительство будет всемерно содействовать сотрудничеству в этой области.

В заключение хочется подчеркнуть, что только комплексный подход к решению проблем авиации и космонавтики позволит сохранить промышленный, научный и кадровый потенциал этих отраслей, являющихся национальным достоянием. Рачительное использование этого потенциала может быть источником научно-технического прогресса во всех областях науки, техники, экономики и обороны страны, что обеспечит России достойное место в мировом сообществе.

Aerospace industrial complex — the national treasure of Russia

Stabilization and further development of space and aviation enterprises are possible only if the state draws up and materialize a comprehensive set of measures aimed at solving acute problems of the aerospace industry. This set of measures should include re-structuring of debts accumulated by the enterprises before the budgets of all levels, as well as validation of the Concept for civil aircraft development in the period up to the year 2015. What is also needed is to prepare workable financial schemes to handle the problem of investments into expensive research-and-development programs. Moreover, it is necessary to prepare and put into force a federal law on leasing operations with civil aircraft. Taking account of a high importance of space activities, reflected in the State military order for 1999 and the following years, it is planned to give space programs a high priority in terms of allocating budgetary funds. These plans call for providing the space industry with guaranteed financing, amounting to 0.35-0.4% of the gross national product (GNP).

20th Февраль 1999 9:38. Категория , Просмотров: 2233