Итрп:бюджетирование и финансы. Модуль «Бюджетирование 1с комплексная автоматизация бюджетирование

С ростом оборотов и операций у компании возникает необходимость автоматизировать процессы, и данные задачи позволяет исполнить программное обеспечение. Наиболее оптимально внедрение 1С: Управление производственным предприятием 8 (УПП) или 1С: Управление торговлей 8 (УТ).

Рассмотрим аспекты по внедрению 1С: Управление торговлей 8 (далее - 1С: УТ 8).

Изначально бизнес-процессы по ведению бюджетирования выглядят так:

  • составляется и утверждается годовой бюджет, данные которого ведутся по плану и факту в программе Excel ;
  • ежедневно из бухгалтерии выкачивается информация о полученных счетах на оплату, по которым составляется реестр;
  • реестр после проверки финансовой службы подается в казначейство, и по данным финансовой службы казначейство проводит оплаты согласно утвержденным данным.

Сложность данного процесса связана с количеством операций и выставленных счетов, поэтому работа с данными в программе Excel - достаточно трудоемкая задача. В связи с этим во многих компаниях есть необходимость в автоматизации бюджетного процесса и переходе на программное обеспечение. В настоящее время самым недорогим является переход на 1С: УТ 8 (на рынке программных продуктов существуют два блока - УПП и УТ).

Ключевой элемент 1С: Бюджетирования - это финансовое планирование, которое включает в себя управление процессами:

  • создание денежных ресурсов;
  • распределение денежных ресурсов;
  • использование денежных ресурсов.

Ведь бюджет - это план деятельности данного предприятия на установленный период, представленный в финансовой форме.

Результатом бюджетирования является комплекс согласованных между собой финансовых планов:

  • бюджет доходов и расходов (БДР);
  • бюджет движения денежных средств (БДДС);
  • прогнозный баланс;
  • оборотные бюджеты для отдельных подразделений и отдельных видов деятельности предприятия.

Методология создания списка показателей для анализа и статьи бюджетов уникальны для каждого предприятия. Бюджеты составляются как на несколько месяцев, так и на более значительные промежутки времени (в случае стратегического планирования).

Таким образом, можно сделать вывод, что 1С: Бюджетирование - это :

1) средство координации деятельности подразделений предприятия;

2) экономический прогноз;

3) основа для принятия решений по развитию предприятия;

4) контроль результатов деятельности предприятия.

С помощью конфигурации реализуются следующие функции:

  • планирование движения финансовых средств компании на любой период в разрезе временных отрезков, проектов, номенклатуры, подразделений, контрагентов и т. п.;
  • мониторинг фактической деятельности предприятия в тех же разрезах, в которых проводилось планирование;
  • финансовый анализ;
  • финансовое планирование по различным сценариям;
  • формирование текущих бюджетов на основе стратегических и с коррекцией по фактическому исполнению бюджета в завершенном периоде;
  • составление сводной отчетности по результатам мониторинга;
  • контроль соответствия заявок на расходование денежных средств рабочему плану на период;
  • анализ доступности денежных средств;
  • анализ отклонений плановых и фактических данных.

В системе не указываются подробности, которые не имеют серьезного значения для финансового планирования (подотчетные лица, расчетные банковские счета и т. д.). Даты можно указывать с точностью до периода планирования, причем обычно указывается первая дата. Также в 1С: Бюджетирование можно зафиксировать значения следующих аналитических разрезов:

  • центр финансовой ответственности (ЦФО);
  • сценарий планирования;
  • контрагент;
  • валюта операции;
  • статья оборотов;
  • проект;
  • номенклатура.

Перед тем как приступить к внедрению бюджетирования в 1С: УТ 8, необходимо провести следующие подготовительные работы :

1) разработка справочника соответствий статьей 1С: Бухгалтерия и бюджеты со стороны финансового департамента;

2) кодирование статей расходов в соответствии с кодами, применяемыми в 1С: УТ 8 (данная процедура позволит делать автоматические загрузки как плана, так и фактических данных, подтягиваемых из заявок на оплату);

3) предоставление плана работ по внедрению 1С: УТ 8 отдел IT готовит совместно с финансовой службой.

В качестве наглядного примера ниже представлены справочники соответствия статей бюджета и статей 1С: УТ 8 и план работ по внедрению бюджетирования в 1С: УТ 8 (Бухгалтерия предприятия) (табл. 1, 2 соответственно).

Таблица 1. Справочник соответствия статей бюджета и статей 1С: УТ 8

Статья бюджета

Подстатья бюджета

Статья 1С: УТ 8

Код соответствия

Коммунальные платежи

Коммунальные расходы (склад, офис)

Канцелярские расходы

Канцелярские расходные материалы

Хозяйственные расходы и канцелярские товары

Прочие расходы

Связь (IT )

Телекоммуникационные услуги

Прочие расходы

Упаковочные материалы

Тара (упаковка)

Прочие расходы

Обслуживание техники (IT )

Обслуживание складского оборудования

Таблица 2. План работ по внедрению бюджетирования в 1С: УТ 8 (Бухгалтерия предприятия)

№ п/п

Дата

Показатель

Статус выполнения

Комментарии IT

Исполнитель

Комментарии финансистов

Создание формата загрузки плана

финансист

Проверка плана 2012 г. в контроле исполнения бюджета (далее - КИБ) в 1С: УТ 8 по департаменту управления персоналом

финансисты

Подготовить к занесению в КИБ, занести и проверить план 2012 г. по:

  • департаменту IT ;
  • складу;
  • одному (любому) магазину.

О выявленных ошибках сообщать IT

финансисты

В ходе тестирования - проверка корректности заполнения статей затрат исполнителями в заявках на расходование денежных средств в разрезе конкретного подразделения

IT , финансисты

Занести (автоматически из 1С: УТ 8) в КИБ и проверить фактические данные по оплатам согласно заявкам и реестру за один банковский день. О выявленных ошибках сообщать IT

финансисты

Занести (автоматически из 1С: УТ 8) в КИБ и проверить фактические данные по наличным оплатам затрат (кассовым операциям)

Разработать и предоставить формы отчетов в 1С: УТ 8 для анализа отклонений плана, по годам и т. д.

IT - тестирование и постановка задачи

Подготовить к занесению в КИБ, занести и проверить план 2012 г. по всем департаментам, кроме IT и департамента управления персоналом

финансисты

Тестирование корректировок плана по статьям бюджета

IT - разработка;

финансисты - тестирование

Занесение и проверка в КИБ фактических данных об оплатах за пять банковских дней (отдельно по каждому дню)

финансисты

Подготовить, внести, проверить план 2013 г. в КИБ

финансисты

Подготовка инструкций по работе с КИБ для пользователя

Устранение выявленных при проверке программных недочетов по всем пунктам плана

Для тестирования программы 1С: УТ 8 следует обращать внимание на правильность заполнения статей затрат при формировании заявки на оплату. Без данных условий расходы будут отражены некорректно, вследствие чего будут искажены фактические данные.

В качестве примера рассмотрим рисунок «Заявка на оплату», в котором указана статья затрат.

При внедрении и тестировании блока бюджетирования в 1С: УТ 8 следует уделить особое внимание специфике предприятия, ее финансовой структуре, а также описать бизнес-процессы.

Описание бизнес-процесса позволит написать регламент по ведению бюджетирования в программе, а также инструкции пользователям. Пример регламента представлен ниже.

Описание бизнес-процесса «Ведение бюджета в 1С: УТ 8»

Подразделения и должности сотрудников, участвующих в процессе:

  • руководитель финансового департамента;
  • главный бухгалтер;
  • финансовый контролер;
  • инициатор статьи затрат;
  • оператор баз данных;
  • руководители департаментов.

Описание бизнес-процесса:

1. Финансовый департамент в лице финансового контролера готовит справочник с кодировками по ведению бюджета и рассылает форматы с кодами статей затрат начальникам департаментов (табл. 3).

Таблица 3. Справочник с кодировками по ведению бюджета

Код расхода

Статья

Отдел

Командировки

Отдел IT

Телекоммуникационные услуги

Отдел IT

2. Инициатор приносит в бухгалтерию счет на оплату, предварительно указав код статьи расходов.

3. Оператор 1С: УТ 8 при занесении данных по счету на оплату и формировании заявки на расходование денежных средств указывает трехзначный код статьи, предварительно сняв иерархию (данная операция позволит по коду статьи автоматическое заполнение департамента).

4. К концу дня специалист финансового департамента осуществляет выверку статей и выявляет отклонения плана от факта, на основании чего вносятся корректировки по целесообразности оплаты по данной статье.

5. После формирования заявки на оплату указывается статус (оплатить или не оплатить) и подписывается руководством в лице главного бухгалтера и руководителя финансовой службы.

Подводя итоги внедрения программы 1С: УТ 8 в компании, можно выделить задачи, которые решаются при переходе на данную программу: планирование и контроль бюджетов по проектам и департаментам .

Финансовый отдел организации в своей работе может оперировать несколькими бюджетами , например:

  • бюджет заказов на строительно-монтажные работы (далее - СМР);
  • бюджет выполнения СМР;
  • бюджет затрат на материалы;
  • бюджет затрат на оплату труда производственных рабочих;
  • бюджет управленческих расходов;
  • бюджет поставок и потребностей;
  • бюджет расходов по организации и обслуживанию бизнеса;
  • бюджет капитальных вложений и инвестиций и т. д.

Для ввода в систему плановых данных по бюджетам используется документ «План бюджетов» . Задание комплекса управляющих ограничений, позволяющих контролировать процесс планирования и исполнения бюджета, выполняется посредством документа «План лимитов бюджетов» . С помощью данного документа можно:

  • установить ограничения по расходам по объекту в соответствии с утвержденной сметой;
  • определить целевые показатели, характеризующие финансовый результат по объекту или по центру финансовой ответственности;
  • установить как верхнюю, так и нижнюю границы для любой статьи бюджета с учетом аналитических измерений, используемых по данной статье и т. д.

Сводные данные бюджетирования по статьям представлены в «Отчете по бюджету» . Для просмотра и анализа исполнения лимитов бюджетирования при формировании бюджетов можно использовать «Отчет по лимитам» . Для просмотра и анализа одновременно двух версий предназначен отчет «Сравнение версий бюджета» .

Финансовый анализ

Применяя инструменты бюджетного планирования и средства анализа показателей бюджетов, специалисты финансового отдела могут грамотно спрогнозировать основные показатели организации, не допустить убытков и оценить риски. Финансовые отчеты в отличие от бухгалтерских более понятны руководству и при отсутствии в организации финансового директора значительно упрощают труд главного бухгалтера по предоставлению необходимой информации руководителю.

Для формирования сводных аналитических отчетов и расчета аналитических показателей как запланированных, так и фактических результатов деятельности организации предназначен отчет «Финансовый анализ» .

Данный отчет позволяет проанализировать баланс с агрегированными данными, сгруппированными по степени ликвидности (активы) и степени срочности оплаты (пассивы), выполнить расчет финансовых аналитических коэффициентов по балансовым показателям, которые отражают финансовую устойчивость, а также ликвидность и платежеспособность организации. С помощью данного отчета можно также проанализировать показатели, характеризующие эффективность деятельности строительной организации по нескольким направлениям: эффективность использования основных производственных фондов; материальных ресурсов; трудовых ресурсов.

Предусмотрено формирование отчета о прибылях и убытках, а также расчет финансовых показателей, характеризующих рентабельность деятельности, оборачиваемость денежных средств, деловую активность и финансовый цикл.

Инструменты финансового анализа дополняет отчет «Факторный анализ» . С помощью этого отчета выполняется расчет рентабельности собственного капитала и анализируются факторы, влияющие на нее. Аналитическая модель рентабельности собственного капитала позволяет сравнить несколько вариантов развития деятельности и выбрать наиболее оптимальный вариант.

Для укрупненного сравнительного анализа данных по плановому и фактическому объему затрат по объектам строительства применяется отчет «Сравнение показателей по объектам строительства» . Сравнение данных в отчете выполняется в разрезе статей затрат.

Таким образом, при внедрении многофункционального решения 1С: Подрядчик строительства 4.0 . Управление финансами строительные компании получают в одном пакете не только механизмы ведения бухгалтерского и налогового учета, но и мощные средства финансового анализа, инструменты составления бюджетов и управления финансовыми потоками.

Заключение

Процесс внедрения бюджетирования в программу 1С: УТ 8 довольно трудоемкий и требует следующее :

1) регулярное тестирование фактических данных при занесении в бюджет;

2) постановка технических заданий для программистов с целью устранения программных ошибок при загрузке плановых и фактических данных;

3) службе финансового контроля - обеспечить правильность заполнения статей затрат в соответствии с принятыми кодами;

4) четкое описание бизнес-процессов и финансовой структуры компании с целью перехода на программный продукт;

5) проверка правильности занесения фактических и плановых значений в течение всего процесса перехода и не менее года после него, так как в рамках работы возможны искажения и недоработки.


А. Семенова, финансовый менеджер компании «МФТ-лайн»

Для автоматизации бюджетирования для сторонних работников: Рарус УКФ, БИТ Финанс, Инталев Корпоративные финансы и др.

«Бюджетирование 1С» - подсистемы, разработанные на основе программного продукта «1С 8» для финансового учета, в которые обычно входят контроль, финансовое планирование, учет и расходов на основе предприятия в целом, а также на уровне . С помощью данных модулей существует возможность проводить анализ фактических и прогнозируемых данных бюджетирования.

Внедрение «Бюджетирование в 1С 8»

Использование подсистем берет начало с анализа и оценки существующей финансовой системы отчетности. Сначала формируется список показателей отчетов. Почти во всех случаях используют 2 типа показателей: остаточные и оборотные. На базе списка остаточных показателей пользователи в информбазе формируют план счетов бюджетирования. В справочнике 1C под названием «Статьи оборотов» заполняется необходимый перечень оборотных показателей.

В ходе описания движений по оборотным счетам и статьям существует возможность использования значительного количества аналитических разрезов, которые доступны в подсистемах под названием «Бюджетирование 1С 8»:

Различного рода статьи оборотов;

Разнообразная номенклатура;

Контрагенты.

Важно сказать, что значение показателя может обладать количественным и суммовым выражением. Каждому из показателей существует возможность указывать источник в целях получения фактических данных. В названных программных продуктах фирмы «1С» содержится готовый список алгоритмов с целью заполнения источника данных бюджетирования. Также данный список пользователь имеет возможность дополнять по своему усмотрению.

Следующий этап - внесение финансовых отчетов в базу информационной системы. Справочник под названием «Бюджеты» содержит перечень введенных пользователем бюджетов. После этого в модуле с именем «Бюджетирование 1C» в справочниках «Счета бюджета» и «Статьи бюджета» для указанных бюджетов нужно ввести показатели. Чтобы получить данные о состоянии и структуре бюджета существует функция под названием «Отчет по бюджету».

Далее нужно заполнить справочник «Сценарии», который предназначен для описания видов и версий планов, а также для того, чтобы отличать плановую информацию от фактической. Эта система не имеет отдельных регистров для того, чтобы учесть фактическую и плановую информацию материального учета, существует только сценарий. С помощью последнего существует возможность указывать нужную валюту, степень детализации, периодичность и др.

Основные функции программного продукта «1C» позволяют:

Проводить экономические прогнозы;

Контролировать результаты работы предприятия;

Координировать работу всех подразделений организации;

Принимать необходимые решения по развитию компании.

Программный продукт имеет ряд инструментов, которые применяются с целью финансового планирования на предприятии, который соответствует универсальной модели бюджета. С помощью этих изменений в «1С 8.3» существует возможность реализовывать следующие функции бюджетирования:

Планирование движения материальных средств фирмы на определенный период по временным интервалам, контрагентам, проектам, подразделениях организации и др.;

Финансовое планирование по нескольким сценариям, которые отличаются между собой; формирование текущих бюджетов на основе стратегических бюджетов с поправкой по фактическому исполнению бюджета;

Отображение фактической деятельности предприятия в тех разрезах, в которых реализовывалось планирования;

Проведение контроля на соответствие заявок, поступивших на расходование материальных средств, в соответствии с планом работы на период;

Проведение финансового анализа;

Сопоставление отклонений плановых и фактических данных;

Проведение анализа по доступности материальных средств.

Бюджетирование в 1С открывает для пользователей широкие возможности в настройке получения отчетных данных. Первый пример созданного пользователем отчета называется «Отчет по бюджету». Структура последнего работником предприятия собирается с остатков бюджетирования и оборотов по статьям. Другой пример - это «Финансовый расчет», который в расчете показателей играет роль конструктора. Создавая состав строк этого отчета, пользователь программного продукта для этой строки выбирает вид показателя:

Источник фактических данных;

Расчет по другим строкам отчета. Также существует возможность указания формулы;

Оборот или остаток по данным подсистемы бюджетирования.

Чтобы отчеты в подсистеме под названием «Бюджетирование 1С» для российских пользователей сделать привычными, большинство расчетных данных содержат комментарии, которые описывают их экономический смысл. По итогам разного рода разделов отчета программный продукт выводит сжатые экспертные выводы.

Сегодня поговорим и о самой распространенной на мой взгляд ошибке - настройке статей бюджетов 1-в-1 к справочнику «Статьи ДДС». В базе это выглядит так:

Т.е каждому элементу справочника «статьи ДДС» мы прямо сопоставляем статью бюджета движения денежных средств:

Т.е в каждой статье бюджетов автоматизаторы в правиле получения фактических данных прописывали отбор по соответствующей статье ДДС. Во-первых, это очень трудоемко . Во-вторых, это приведет к неприятным последствиям в будущем, которые мы сейчас посмотрим. Есть и в-третьих - так мы лишаем нашего заказчика возможности самостоятельно редактировать бюджеты.

В данной модели при добавлении статьи ДДС нужно вводить новую статью бюджетов , настраивать отбор и модифицировать виды бюджетов. Т.е невозможно добавить статью ДДС в бюджеты без специалиста по автоматизации.

Теперь немного технических подробностей: разберем как получаются фактические данные в подсистеме «Бюджетирование». В зависимости от версии конфигурации и применяемого решения (КА или ERP) могут сработать следующие схемы:

1. Получение факта для каждой статьи отдельной компоновкой и выгрузка в сводную таблицу значений. Тут всем очевидно, что выполнение СКД в цикле - ничего хорошего не сулит. Особенно с ростом базы данных и количества статей бюджетов

2. Компоновка всех необходимы правил в одну СКД . При этом на основании уникальных отборов будут сформированы однотипные запросы, но с разными параметрами отборов, и объединены в рамках набор с типом «Объединение» одной СКД. Получится большая компоновка с кучей наборов в «Объединении». На практике так же выполняться будет неприятно.

Если вы указываете отбор для статьи бюджетов - то такая статья создаст новый источник, т.е новый набор в рамках набора «объединения», либо выполнится отдельной компоновки в зависимости от версии применяемого решения. При этом, если несколько статей бюджетов имеют одинаковый отбор в правилах фактических данных - то запрос скорее всего будет объединен. Для оптимального получения фактических данных лучше делать статьи бюджетов максимально укрупненными. Для приведенного выше примера оптимальная настройка выглядит так:

Таким образом, для этого примера, мы более чем в 2 раза сократили количество запросов для получения фактических данных, а соответственно более чем в 2 раза оптимизировали формирование бюджетных отчетов.

В такой модели, при правильной настройке фактических данных, мы получим систему бюджетирования, в которой пользователи самостоятельно могут добавлять «Статьи ДДС» в бюджетах . И в план-фактных отчетах такие добавленные статьи будут отображаться без изменения видов бюджетов, т.е автоматически. Как правильно настроить фактические данные для статей бюджетов мы рассмотрим в следующей статье.

Также пишите в комментариях, какие темы по подсистеме «Бюджетирование» ERP 2 интересны Вам, с какими непонятными ситуациями сталкивались - рассмотрим, а самые интересные проблемы разберем подробно в последующих статьях.

Решение "ИТРП:Бюджетирование и финансы" – это дополнение к типовой конфигурации "1С:Бухгалтерия 8", предназначено для создания автоматизированной системы финансового планирования и бюджетирования

В текущих кризисных условиях точное и оперативное планирование финансового состояния предприятия и управление денежными средствами приобретает особо важное значение. Предлагаемое решение позволяет быстро и с небольшими затратами внедрить функционал бюджетирования на предприятиях, уже использующим продукт "1С:Бухгалтерия предприятия 8" для ведения бухгалтерского учета. Функциональность решения описана ниже.

По возможностям продукт представляет собой значительно расширенную функциональность подсистемы "Бюджетирования" продукта "1С:УПП", и является конструктором с широчайшими возможностями настройки ведения управленческого учета и финансового планирования. В частности, упрощена настройка связи с фактическими данными, добавлена возможность использования произвольной аналитики бюджетирования, реализована мощная система формирования управленческой отчетности и бюджетных форм. Функционал управленческой отчетности позволяет разрабатывать сложные отчеты с фиксированной и динамической структурой (по данным подсистем бухгалтерии и бюджетирования) без использования режима конфигуратора!

Решение полностью интегрируется с конфигурацией "1С:Бухгалтерия 8" на уровне НСИ и документов, путем сравнения и объединения конфигураций.

Предлагаемое решение представляет собой адаптированную для "1С: Бухгалтерия 8" подсистему бюджетирования из нашего продукта ERP-класса "ИТРП:Процессное производство 8".

Количество пользователей не ограничивается лицензиями (продукт не лицензируется).

Функциональность продукта "ИТРП: Бюджетирование и финансы"

Бюджетирование по любому количеству фирм - бизнес-единиц (организаций).

Бюджетирование по любому количеству сценариев.

Гибкая система-конструктор, формирование произвольных бюджетов, настройка иерархических зависимостей показателей.

Архитектура:

o Прогнозный баланс (Российский план счетов по умолчанию).
o Плановые обороты показателей в разрезе аналитики.
o Настройка иерархической взаимозависимости показателей.
o Настройка шаблонов проводок для показателей.

Бюджетирование по "Показателям деятельности". Показатели детализируются произвольно настраиваемой аналитикой (любыми справочниками учетной системы), в т.ч. отдельными справочниками "Статьи движения денежных средств (ДДС)", "Статьи бюджета доходов и расходов (БДР)". Не требуется отдельная настройка источников данных для каждого показателя (показатель – аналог статьи оборотов в УПП).

Отдельные измерения бюджетирования – ЦФО и Проекты.

Произвольная аналитика бюджетирования, 5 субконто на плане счетов "Бюджетирование".

Возможность использования произвольных классификаторов - аналитики бюджетирования, увязка позиций классификатора с позициями ключевых справочников системы (Статьями затрат, Прочие доходы и расходы и т.д.).

Хранение документов фактических хозяйственных операций (ссылок) из учетной подсистемы в проводках и оборотах подсистемы бюджетирования по пустому сценарию. Анализ фактических показателей в разрезе первоисточников – документов хозопераций.

Матричные, гибко настраиваемые формы ввода бюджетов (аналогичные Excel) через документ. Например, по строкам – аналитика, по колонкам – периоды. В ячейках – вводятся значения показателей.

Контроль бюджетов по целевым значениям и по лимитам, оперативно при вводе документов (бюджетных операций и Заявок на расход ДС) и через отчеты.

Расчеты по моделям, хранение моделей как отдельной настройки и автопересчет всех документов моделей при изменении модели.

Копирование данных бюджетирования.

Актуализация бюджета с возможностью переноса отклонений.

Несколько видов бюджетов:
o динамические бюджеты: Остатки, обороты, остатки и обороты, формульные показатели в бюджетах (вычисляемые ресурсы). План-фактный анализ любой настроенной формы бюджета и сравнение между сценариями.
o Фиксированные бюджеты: настраиваемая иерархическая структура в разрезе произвольных аналитик: оборотов показателей, оборотов и остатков по счетам, формульные (вычисляемые) ресурсы. План-фактный анализ любой настроенной формы бюджета и сравнение между сценариями.

Произвольные управленческие отчеты (могут использоваться также как формы бюджетов):
o Фиксированный отчет – формирование отчетов с произвольной структурой, без настройки в конфигураторе.
o Произвольный табличный отчет – настраивается в режиме 1С табличный документ, в ячейки которого по формулам извлекаются произвольные данные из базы данных 1С (любой подсистемы, в т.ч. подсистемы бюджетирования).

Позволяет легко настраивать формы отчетности с произвольной нерегулярной жесткой структурой, не укладывающейся в функциональность построителя отчетов и системы компоновки данных.

Все отчеты (бюджеты) реализованы на системе компоновки данных.

Панель функций 1С:Бухгалтерия 8, закладка "Бюджетирование". Эта закладка появляется после загрузки загрузки "ИТРП:Бюджетирование для бухгалтерии предприятия 8".

Документ "Бюджетная операция".

Один из инструментов формирования отчета – "Фиксированный отчет". Заполнение отчета – по настроенным "Источникам данных".

Форма настройки фиксированного отчета (настройка колонок отчета и данных в колонках)

Произвольный табличный отчет – разрабатывается непосредственно в режиме "1С-предприятие". Заполнение отчета – по настроенным "Источникам данных".

В 2013 году компания «1С» выпустила программный продукт «1С:ERP Управление предприятием 2». Эта программа на данный момент является флагманом среди систем управления предприятиями производства «1С».

«1С:ERP Управление предприятием 2» представляет собой комплексное решение для автоматизации, практически, всех областей деятельности предприятий любого масштаба.

Впервые программу производства «1С» можно рассматривать не только как надежную учетную систему, но и как современную систему УПРАВЛЕНИЯ предприятием. Такой подход предполагает возможность задать для предприятия некую единую политику управления и развития, а затем контролировать протекающие процессы на соответствие этой политике.

Общепризнанным инструментом стратегического управления предприятием является бюджетирование и планирование доходов / расходов / денежного потока / активов и обязательств. В то же время для контроля оперативной работы наиболее интересной и современной методикой управления является выстраивание системы сбалансированных показателей (BSC), которые превратят общую стратегию в набор инструментов мотивации персонала.

Эти механизмы присутствуют в «1С:ERP» с самых первых версий программы, они активно развиваются, но пока нет достаточной информации по их настройке и практическому применению. Этот вводный курс позволит читателю ознакомиться с данным функционалом программы.

Основная задача курса – создать у читателя целостную картину использования «1С:ERP» для получения практических бизнес-результатов.

Материалы курсы представляют собой определенные «конспекты», в которых нет детального разбора реквизитов каждого справочника / документа / отчета системы. В курсе не будут приводиться скриншоты программы. Это малоинформативно (картинка статична) и погружает читателя в ненужные технические детали. Для того чтобы улучшить восприятие учебных конспектов, к каждому разделу курса записано несколько видеолекций. Ссылки на видеолекции приводятся в конце глав и показывают реальные примеры работы с объектами программы. Вы можете повторить эти примеры, установив новую базу данных «1С:ERP» и проведя соответствующие настройки. Это позволит закрепить знания на практике.

При описании функционала программы всегда предварительно обозначается практический бизнес-результат, который будет получен при его использовании.

На кого ориентирован этот курс:

  1. На руководителей и специалистов финансовых и планово-экономических подразделений.
  2. На руководителей и специалистов ИТ подразделений, перед которыми стоит задача выбора системы комплексной автоматизации.
  3. На директоров и владельцев предприятий, которые интересуются новыми инструментами управления.
  4. На всех, кто интересуется планированием, бюджетированием и бизнес-анализом.

Какие проблемы предприятие сможет решить с помощью «1С:ERP», воспользовавшись материалами курса?

Предположим, что наше предприятие называется ООО «ПромТоргОпт», основным видом деятельности которого является производство металлоконструкций.

В работе предприятия есть ряд «трудных мест»:

  1. Существенная часть управленческих решений принимается сиюминутно в «ручном» режиме, без понимания того, к чему это приведет в будущем.
  2. Большинство управленческих решений является следствие «авторитета» инициатора, они зачастую рознятся и противоречат друг другу.
  3. Управление ведется в «посмертном» режиме, когда можно лишь констатировать случившееся и постараться избежать похожих негативных событий в будущем.
  4. Отсутствует стратегия дальнейшего развития предприятия.
  5. Руководители подразделений не имеют адекватной мотивации, их работа не привязана к результату.
  6. Расходы плохо соотносятся с его доходами.
  7. Велика доля срочных платежей, что требует привлечения заемных средств, для устранения кассовых разрывов.
  8. Существует большой объем ручной работы специалистов финансового департамента и планово-экономического отдела по контролю текущих закупок и платежей и подготовке отчетов для руководства предприятия.
  9. Предприятию тяжело получить внешние инвестиции из-за того что процесс подготовки необходимой отчетности регулярно затягивается и данные отчетов не всегда верны.

Вот примерный перечень проблем, для работы с которыми предназначены подсистемы планирования, бюджетирования и контроллинга «1С:ERP».

Если взглянуть на возможности «1С:ERP» не вдаваясь в детали, то механизмы планирования и контроля программы выглядят следующим образом:

  1. Есть фиксированный набор планов – план продаж, план производства/сборки, план закупок. Планы заполняются пользователями вручную или автоматически, на основе произведенных настроек. Планы имеют жестко заданную структуру хранимой информации. Планы могут взаимодействовать друг с другом (например, план продаж может служить основанием для плана производства, а план производства использоваться в закупках).
  2. Планы могут служить основанием для документов продаж/производства/закупок.
  3. Планы можно использовать для анализа достигнутых результатов и соответствующей мотивации сотрудников.
  4. В дополнение к планам можно создать неограниченное количество бюджетов. Бюджет отличается от плана тем, что он в большей степени относится к финансовому управлению предприятием в целом, а не только к оперативному планированию отдельных видов товарных потоков/оплат.
  5. На основании бюджетов могут быть заданы лимиты расходования денежных средств предприятия.
  6. Также как и планы, бюджеты могут использоваться для анализа текущей деятельности (мы задали стратегию, а теперь следим за её исполнением).
  7. Документы планов и бюджетов в процессе подготовки могут согласовываться ответственными лицами организации. Согласование может вестись как средствами «1С:ERP» (для простых вариантов согласования), так и с помощью конфигурации «1С:Документооборот» (для маршрутов согласования любой степени сложности).
  8. Наряду с планами и бюджетами в программе можно определить набор целевых показателей (KPI) для ответственных лиц организации.
  9. Целевые показатели позволяют перейти от общей стратегии (планов и бюджетов) к мотивации конкретного сотрудника, так чтобы увязать его работу с работой других людей и в итоге получить тот результат, который обозначен в стратегии

Это описание пока не отражает возможностей применения этих механизмов программы на практике. У читателя могут возникнуть вопросы, например: «Когда нужно использовать планы, а когда бюджеты? Можно ли отказаться от бюджетирования и использовать только целевые показатели/планы?» и т.д.

Ниже приведен ряд рекомендаций, которые основаны на применении программы в проектах автоматизации. Рекомендации в достаточной степени субъективны (вы можете задействовать программу и по-другому), но позволят перейти от сухой теории к практике.

Механизмы планирования удобно использовать для количественного планирования потоков товаров и работ. Например, если необходим какой-то документ-стратегия в качестве основания для заполнения документов производства / закупок, то используется подсистема планирования.

Механизмы бюджетирования используются для формирования финансовых планов предприятия.

  1. Профильные службы предприятия формируют план продаж в натуральных показателях – в количестве (объеме) номенклатуры.
  2. На основании плана продаж формируется план закупок – тоже в натуральных показателях.
  3. Планы продаж и закупок переносятся в соответствующие бюджеты продаж и закупок, данные планов укрупняются (до видов номенклатуры / видов деятельности и т.п.) и используются фин. отделом для создания мастер бюджетов предприятия – бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, прогнозного баланса.
  4. Информация из бюджетов используется для определения лимитов платежей. Лимиты, в свою очередь, используются для оперативного управления закупками.

То есть у нас есть специализированный план для специализированных нужд (продажи/закупки), у нас есть бюджеты любой необходимой формы, у нас есть лимиты - инструмент ограничения расходов, увязанный с планом и бюджетами.

Плюсом такого подхода является зонирование – каждая служба отвечает за те планы, которые относятся к её зоне ответственности, и работает с той детализацией информации, которая ей необходима.

Кроме того планы, в отличие от бюджетов, уже имеют нужную специализацию – здесь есть достаточно удобные инструменты для заполнения планов на основании исторических данных, удобно заполнять планы на основании друг друга и т.д.

Бюджетирование и планирование всегда имеют определенную периодичность, из-за этого анализ их исполнения характеризуется определенной «посмертностью»: мы закрыли очередной отчетный период и теперь можем сравнить фактические результаты нашей деятельности с плановыми величинами.

Но что делать, если мы хотим контролировать ситуацию «on-line», видеть текущий процент выполнения плана, тренд на конец периода?

Здесь поможет мониторинг целевых показателей.

Этот функционал программы позволяет задать набор неких «индикаторов» текущего состояния дел (KPI), с их помощью вы можете:

  1. Контролировать выполнение планов on-line,
  2. Анализировать динамику (сравнивать текущие значения KPI со значениями прошлых периодов),
  3. Анализировать тренд – что мы получим на конец периода при текущей интенсивности работ.

Информация о KPI может выводиться как в табличном, так и в графическом виде (диаграммы, графики). Данные KPI могут быть сразу расшифрованы соответствующими оперативными отчетами (например, из KPI «Продажи» можно сразу перейти в отчет по реализации).

Подсистема мониторинга целевых показателей предназначена для реализации в программе широко известной методике менеджмента «Система сбалансированных показателей (BSC)».

Такой подход позволяет перейти от глобальных планов/бюджетов к конкретным задачам каждого ответственного лица – что он должен делать, в каком объеме для того чтобы предприятие достигло стратегических целей.

Дальнейшее описание возможностей программы будет вестись на примере абстрактного предприятия ООО «ПромТоргОпт».

Проблемные места предприятия были озвучены во вводной части курса. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию принято решение внедрить на предприятии «1С:ERP».

Для проекта автоматизации были определены следующие этапы работ:

  1. Автоматизация текущей деятельности организации (продажи/закупки/документооборот/банк/касса).
  2. Автоматизация казначейства – краткосрочное планирование и контроль денежного потока.
  3. Разработка и внедрение инструментов планирования и бюджетирования организации.
  4. Мониторинг текущего состояния дел через установку ключевых показателей эффективности в зонах ответственности руководителей предприятия, увязка планов и результатов.

Описание возможностей программы по автоматизации текущей (оперативной) деятельности предприятия находится за пределами этого курса, поэтому предполагается, что в «1С:ERP» на данный момент уже есть следующая информация:

  1. Заполнены основные справочники системы (номенклатура, партнеры-контрагенты, договоры и т.д.).
  2. Внесены начальные остатки материальных запасов, взаиморасчетов и т.д..
  3. Оперативно вносятся документы продаж/закупок/производства.
  4. Вносятся банковские и кассовые документы.
  5. Ведется кадровый документооборот, расчет зарплаты.
  6. Рассчитывается себестоимость.

Текущим этапом работ является автоматизация оперативного управления денежным потоком – казначейство.