Какие изменения происходят в современном обществе. Социальные изменения и общественные движения

Общество не стоит на месте, оно постоянно изменяется, прогрессирует или деградирует. Для описания этих процессов используют понятие социальные изменения . Социальные изменения -одна из основных проблем в социологии.

Социальными изменениями называются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем, в обществе в целом.

Социальные изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре.

Социальным изменениям подвержены, прежде всего, социальные структуры - социальные институты и организации, социальные группы и общности.

Технологические изменения. Появление машин, электричества, новых видов энергии, компьютеров и прочих проявлений научно-технического прогресса приводит к появлению одних и исчезновению других социальных и профессиональных групп, обострению конфликтов, формированию новых социальных ценностей и пр.

Появление новых идеологий, доктрин, программ, которыми руководствуются многие политические партии, общественные движения, осуществляющие существенныесоциальные преобразования.

Адаптация различных социальных групп к изменяющимся социально - экономическим, политическим условиям в рамках существующих социальных систем.

Социальные изменения могут быть краткосрочными и долгосрочными, частичными и социетальными. Различаются структурные, процессуальные, функциональные, мотивационные социальные изменения. Создание или распад семьи, переход на многоуровневое образование - это примеры структурных изменений. Любые трансформации в отношениях между социальными группами или людьми относятся к процессуальным изменениям. Перераспределение должностных обязанностей в коллективе относится к функциональным изменениям. Смещение ценностно-мотивационных установок от общественно-значимых к личностно-значимым - пример мотивационных изменений. Н.И.Лапин, А.И.Пригожин выделяют инновационный процесс как вид социального изменения.

Инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей и сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде.

Различают постепенные (реформистские) и скачкообразные (революционные) социальные изменения.

Революции бывают: научные (изменяют картину мира в целом), технические, политические, экономические, социальные (изменяют те или иные стороны жизни общества).

В обыденной жизни термин «революция» имеет различные толкования. Например, государственный переворот, состоящий в простой смене одной группы лидеров на другую без какого-либо изменения политических институтов и системы власти, не может считаться революцией в строгом социологическом смысле.

Революцией называются только те события, которые удовлетворяют следующим условиям:

1. Революция ведет к широкомасштабным реформам или изменениям. Джон Дани указывает, что, согласно этому принципу, люди, пришедшие к власти, должны на самом деле быть более способны управлять данным обществом, чем те, кого они свергли; лидеры революции должны достичь некоторых из поставленных ими целей.

2. Революция предполагает угрозу насилия или его применение со стороны участников массового движения. Революция - это политические изменения, происходящие при противодействии правящих кругов, которые не могут быть принуждены отказаться от своей власти иначе как под угрозой насилия или путем его действительного применения.

Следовательно, революция - это захват государственной власти путем насилия, совершаемый лидерами массового движения, полученная при этом власть используется в дальнейшем в целях инициации радикальных социальных реформ.

Революции отличаются от вооруженных восстаний, которые связаны с угрозой или использованием насилия, но не приводят к существенным переменам. Практически все массовые выступления, происходившие до XVII века, были не революциями, а восстаниями.

Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших экономических, политических и социальных проблем. Об этом свидетельствуют Французская революция 1789 г., Американская революция 1776 г.

То, что происходит после революции, частично зависит от огромного количества событий, которые привели к революции. После окончания революционной борьбы страна может быть истощенной и сильно раздробленной. Остатки свергнутого режима или другие группы, претендующие на власть, могут перегруппировать свои силы и начать все заново. Если окружающие страны настроены к новому правительству враждебно (так было в случае Русской революции 1917 года), его успехи в достижении социальных преобразований могут быть гораздо более ограниченными, чем при активной поддержке окружения. И, наконец, несмотря на то, что революции могут иметь далеко идущие последствия для соответствующих обществ, эти последствия чрезвычайно трудно выделить на фоне других факторов поступательного развития.

По мнению социолога Джеймса Дейвиса, революции с наибольшей вероятностью вспыхивают после продолжительного периода социальных и экономических улучшений, за которым следует период резкого отката назад. Люди опасаются потерять то, чего им с таким трудом удалось достигнуть, и приобретают революционный настрой. Дейвис иллюстрирует свою гипотезу такими фактами, как стачка рабочих пульмановского завода в 1849 г., русская революция 1917 г. и революция в Египте в 1953 г.

Социальная революция - комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни. Это качественное изменение, затрагивающее основы существующего строя. Социальная революция – это коренной, качественный переворот во всей структуре общества. Такой переворот невозможен без политической революции – завоевания государственной власти прогрессивным классом, способным осуществить революционные преобразования всего общества.

Реформа - частичное усовершенствование в какой-то сфере жизни, ряд постепенных изменений, не затрагивающих основ существующего социального строя. Реформа- это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией . Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Социальная реформа касается преобразования тех сфер или сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с уровнем и образом жизни людей, влияют на здоровье, доступ к социальным благам, участие в общественной жизни (введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице и пр.).

Приватизация, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменения конституции, переход от монархии к республике, изменение форм голосования и пр. - примеры политических реформ.

Терроризм можно определить как применение силы против людей или собственности с целью запугивания и принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению своих политических, религиозных и социальных планов. В течение многих лет социологи и историки рассматривали терроризм прежде всего как нарушение общественного порядка. Однако недавно они стали все более склоняться к тому, что терроризм – это новый способ разжигания войны с далеко идущими социальными последствиями. Нападение чеченских боевиков на Дагестан подтверждает это предположение.

Очень часто террористические акты бывают направлены не на свои фактические жертвы, а на массы ни в чем не повинных людей.

Понятие социальных движений охватывает достаточно обширный диапазон различных типов поведения. Но почему возникают социальные движения? Какие факторы побуждают людей предпринимать совместные действия во имя какого-то дела? Мнения социологов по этому вопросу расходятся. Некоторые ученые видят корни общественных движений в бедственном положении народа, а более конкретно – в социальном и экономическом бесправии. Другие не считают этот аргумент достаточно убедительным. Они отмечают, что во многих обществах имеется значительный “резерв” социальной неудовлетворенности и что угнетение и нищета широко распространены, однако социальные движения возникают достаточно редко.

9.2.Теории социальных изменений

Среди теоретических моделей, использовавшихся для осмысления общих механизмов изменений на протяжении человеческой истории, по своей важности и значимости наиболее выделяются несколько.

Социальный эволюционизм , концепция, пытающаяся установить связь между биологическими и социальными изменениями. Согласно эволюционизму (О. Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм), общество проходит в своем развитии определенные стадии, прогрессируя от простых форм к более сложным.

Теория депривации . К. Маркс придерживался мнения, что капиталистическая эксплуатация ведет к постепенному обнищанию рабочего класса; с течением времени условия станут настолько невыносимыми, что рабочие будут вынуждены признать социальную природу своего бедственного положения и свергнуть своих угнетателей. Тем не менее, Маркс признавал и то, что крайнее обнищание и эксплуатация не обязательно приводят к революционному взрыву. Он указывал, что страдания представителей низших классов (пролетариев) могут быть настолько интенсивными, а социальное отчуждение – столь значительным, что будет способно “подавить” все их общественное и революционное сознание. Хотя в трудах Маркса содержатся доказательства “прогрессирующего обнищания”, или абсолютной депривации, он также признавал существование относительной депривации, допуская, что по мере развития капитализма положение рабочего класса может улучшаться. Однако он считал, что разрыв между собственниками и рабочими будет расширяться и создавать у последних все обостряющееся ощущение их сравнительно невыгодного положения.

Структурный функционализм (Т.Парсонс, Р.Мертон) рассматривает социальные изменения как эволюционный процесс адаптации системы к окружающей среде на основе дифференциации.

Представители технологического детерминизма Д.Белл, О.Тоффлер решающую роль в социальных изменениях отводят технологическим изменениям, которые происходят в ходе технологических революций (научно-техническая революция 50-60 годов XX века информационно-компьютерная революция конца XX века).

Социологи Г. Ленски и Дж. Ленски считают, что изменения в социальной организации общества не всегда приносят человечеству счастье или удовлетворение. По их мнению, эволюция общества, прежде всего, зависит от уровня развития технологии и способа экономического производства. Эти изменения сказываются впоследствии на прочих аспектах общественной жизни, включая систему стратификации, организацию власти и семейные структуры.


Похожая информация.


Э.ГИДДЕНС

Социология предлагает ясную и в высшей степени всеохваты­вающую перспективу на человеческое поведение. Изучение социо­логии предполагает постепенный отказ от нашего личного взгляда на мир, выявление социальных воздействий, формирующих нашу жизнь. Социология не отрицает и не преуменьшает подлинность индивидуального опыта. Скорее благодаря ей мы лучше узнаем наши индивидуальные свойства, а, значит, и свойства других лю­дей, развивая чуткость к широкому универсуму социальной дея­тельности, в которую мы все вовлечены... Изучение социологии частично является исследовательским процессом. Никто не сможет изучать социологию, не подвергая сомнению некоторые из своих глубоко укоренившихся взглядов.

Социология: проблемы и перспективы

Мы живем сегодня - в конце XX в. - в мире, который охвачен беспокойством и еще полон ожиданием будущего. Это мир, посто­янно изменяющийся, находящийся под угрозой ядерной войны и характеризующийся деструктивным разрушением окружающей сре­ды современной технологией. Тем не менее мы можем контролиро­вать нашу судьбу, делать жизнь такой, какой она не снилась преды­дущим поколениям. Как устроен мир? Почему наши условия жизни так отличаются от условий жизни наших предков? Каким будет бу­дущее? Эти вопросы - предмет социологии, дисциплины, которая должна играть фундаментальную роль в современной интеллекту­альной культуре.

Социология - это изучение человеческой социальной жизни, социальных групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, имеющее своимпредметом наше собственное пове­дение как социальных существ. Интерес социологии чрезвычайно широк - от анализа неожиданных встреч индивидов на улице до исследования глобальных социальных процессов. ... Понимание тонких, комплексных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта - основа социоло­гического подхода. Особый интерес социологии - социальная жизнь "в современном мире - мире, возникшем в результате глубо­ких изменений в человеческих обществах, происшедших в течение последних двухсот лет.

Изменение человеческой жизни за последние двести лет было радикальным. Речь идет о том, например, что большинство населе­ния уже не работает на земле; живет в городах, а не маленьких сельских сообществах. Этого не было до современной эпохи. На протяжении фактически всей мировой истории подавляющее боль­шинство населения само производило средства для своего сущест­вования, жило маленькими группами или небольшими деревенски­ми сообществами. Даже во время расцвета наиболее развитых традиционных цивилизаций - Древний Рим или традиционный Ки­тай - менее 10% населения проживало в городах, причем каждый из них еще был вовлечен в сельское хозяйство. Сегодня в высоко развитых индустриальных обществах эти пропорции стали почти обратными: как правило, более 90% населения живет в городских агломерациях и только 2-3% населения занято в сельском хозяй­стве.



Изменились не только внешние аспекты жизни. Изменения ради­кально трансформировали и продолжают трансформировать наибо­лее личные и интимные аспекты нашего повседневного существова­ния. Если расширить предшествующий пример, то распространение идеалов романтической любви было в значительной степени обу­словлено переходом от сельского к городскому, индивидуальному обществу. Когда люди переместились в город, начали работать в промышленном производстве, то брак перестал определяться ис­ключительно экономическими соображениями - необходимостью контролировать наследование земли и обрабатывать землю всей семьей. «Договорные» свадьбы, заключающиеся посредством со­глашений между родителями и родственниками, становились все ре­же. Индивиды стали вступать в семейные отношения на основе чувств и поисков личной реализации. Идея «влюбленности» как ос­нова брака сформировалась в этом контексте.

Сходным образом до появления современной медицины европей­ские взгляды на здоровье и болезнь не отличались от воззрений в не­западных странах. Современные методы диагноза и лечения, возник­шие с признанием важности гигиены для предотвращения инфекционных заболеваний, появились только в начале XVIII в. Наши взгляды на здоровье и болезнь явились частью более широких социальных трансформаций, оказавших влияние на многие аспекты подходов в биологии и к природе в целом.

Социология начинается с попыток понять первоначальное влияние изменений, сопутствовавших индустриализации на Западе. Она и сейчас остается базовой дисциплиной, занимающейся ана­лизом ее природы. Сегодняшний мир радикально отличается от предшествовавших веков. Задача социологии - помочь понять этот мир и его вероятное будущее.

Социология и «здравый смысл»

Практика социологии включает в себя получение знания о нас самих, обществах, в которых мы живем, и других обществах, отлич­ных от наших в пространстве и во времени. Социологические изы­скания одновременно и мешают и способствуют нашим обыденным -взглядам на себя и других. Рассмотрим следующие утверждения:

1. Романтическая любовь - это естественная часть человече­ского опыта и поэтому она существует во всех обществах и тесно связана с браком.

2. Продолжительность человеческой жизни зависит от физиче­ского здоровья и на нее не влияют социальные различия.

3. В предшествующие времена семья была стабильной едини­цей, а сегодня сильно возросло число разводов.

4. Во всех обществах люди несчастны или угнетены, поэтому процент самоубийств должен всегда и везде быть примерно одина­ковым.

5. Большинство людей всегда ценят материальное благосостояние и стараются достичь его, если обстоятельства благоприятны.

6. Войны - составная часть человеческой истории. Если сего­дня мы стоим перед угрозой ядерной войны, то потому, что челове­ческие существа имеют агрессивные инстинкты, которые всегда ищут выход.

7. Распространение компьютеров и автоматизации в промыш­ленном производстве резко уменьшит средний рабочий день боль­шинства населения.

Каждое из этих утверждений неправильно или сомнительно и социологи пытаются доказать это.

1. Как мы уже отмечали, идея, что супружеские узы должны ос­новываться на романтической любви, является сравнительно не­давней и не существовала в ранней истории западных обществ или в других культурах. Романтическая любовь неизвестна в большин­стве обществ. 2. Продолжительность человеческой жизни сильно зависит от социальных условий. Формы социальной жизни действуют анало­гично «фильтрам» для биологических факторов, вызывающих бо­лезнь, немощь или смерть. Бедняки в среднем менее здоровы, чем, например, богатые, поскольку они обычно хуже питаются, испыты­вают большие физические нагрузки и имеют плохое медицинское обслуживание.

3. Если мы обратимся к началу XIX в., то мы увидим, что про­порция детей, живущих только с одним из родителей, была такой же, как и сейчас, так как очень много людей умирало в молодости, особенно женщин во время родов.

Разрыв и развод сегодня являются главной причиной неполных семей, но их общее число почти такое же, как и ранее.

4. Процент самоубийств не является одинаковым во всех обще­ствах. Даже если мы возьмем только западные страны, то мы об­наружим, что процент самоубийств в них различен. В Великобрита­нии, например, он в четыре раза выше, чем в Испании, но состав­ляет только треть от уровня в Венгрии. Число самоубийств резко возрастает в течение основного периода индустриализации в за­падных странах - в XIX - начале XX вв.

5. Ценность, которую многие люди в современных обществах при­дают благосостоянию, -это в значительной степени следствие недав­него развития. Оно ассоциируется с ростом «индивидуализма» на За­паде - тот акцент, который мы делаем на индивидуальных дости­жениях. Во многих других культурах индивидам благо общности пола­гается ставить выше своих собственных желаний и склонностей. Ма­териальное благополучие часто не ценится выше других ценностей, например религиозных.

6. Люди не имеют не только агрессивных, но и вовсе лишены инстинктов, если под последними понимать фиксированные и унас­ледованные образцы поведения. Более того, в течение большей части /человеческой истории, когда люди жили в небольших пле­менных группах, война не существовала в той форме, какую она приняла впоследствии. Только некоторые из этих групп были агрес­сивными, большинство - нет. Не существовало регулярных армий, а когда случались стычки, то их причины совместно устранялись или сводились к минимуму. Угроза ядерной войны сегодня вызвана процессом «индустриализации войны», что является главным ас­пектом-индустриализации вообще.

7. Седьмое предложение отличается от предыдущих, так как оно относится к будущему, в отношении которого следует, по меньшей мере, быть осторожным. Полностью автоматизированных предпри­ятий очень мало, а рабочие места, исчезающие вследствие автоматизации, создаются в других производствах. Еще нельзя быть уве­ренным в истинности этого высказывания. Одна из задач социоло­гии - выбрать четкий подход к подобным процессам.

Очевидно, что социологические результаты не всегда противо­речат общепринятым взглядам. Идеи здравого смысла часто явля­ются источником правильного понимания человеческого поведения. Что необходимо подчеркнуть, так это необходимость для социолога быть готовым спросить, соответствуют ли действительности - ка­кими бы близкими они к ней ни были - наши представления о са­мих себе. Поступая таким образом, социология также помогает вы­яснить, что представляет собой «здравый смысл» в данный момент времени и места. Многое из того, что мы считаем само собой разу­меющимся, тем, что «знают все», например, что число разводов резко выросло после Второй мировой войны, основывается на ра­ботах социологов и других социальных ученых Множество регуляр­ных исследований необходимо провести для того, чтобы собрать многолетний материал о конкретных формах супружества и разво­да. То же справедливо и для многих других областей нашего «здравого смысла».

89. Что понимается под социальными изменениями?

В природной среде и в человеческом обществе все постоянно изменяется. Еще древнегреческий философ - диалектик Гераклит (конец VI в. - начало V в. до н. э.) высказал идею непрерывного изменения: «все течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды». Изменения происходят каждый час, каждую минуту. Человек растет или стареет, рождается или умирает. Возникают новые и распадаются старые организации и глобальные социальные системы.
В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое; существенная трансформация социальной организации, социальных институтов; рост многообразия социальных форм и др.
Основным положением в концепции социальных изменений является то, что «отличия должны касаться различных временных моментов и состояний одной и той же системы», одного и того же наблюдаемого социального объекта, например конкретного общества (государства), конкретной организации, конкретной социальной группы, определенной культуры и т. д. Изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени.
Типы социальных изменений весьма многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему, а могут отдавать «приоритет» какому‑либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными и долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку.
Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют «вызовы» внешней среды, изменения в экономике, культуре, идеологии и др.
Под процессом понимается любой вид движения, смены состояний какого‑либо объекта или явления. Это бесконечный поток событий, модификаций, трансформаций, ϲȯциокультурных изменений.
Это также последовательность ϲȯциальных ϲȯбытий. Без процесса, приводящего к тем или иным изменениям, ϲȯциальная система существовать не может. Изменения - это результат различных процесϲȯв, происходящих в течение определенного времени.
Процессы происходят на различных уровнях ϲȯциальной системы. Объектом наблюдения может быть отдельный индивид, ϲȯциальная группа, организация, общество, все человеческое ϲȯобщество.
Наряду с реально протекающими процессами и происходящими изменениями, в человеческом ϲȯзнании происходят процессы осмысления, оценки, переоценки и интерпретации тех или иных ϲȯбытий. При этом точек зрения на одно и тоже ϲȯбытие может быть бесконечное множество, от частично ϲȯвпадающих, до прямо противоположных. Например, большевики и многие миллионы людей в СССР и во всем мире оценивали и продолжают оценивать Октябрьскую революцию (1917) как выϲȯчайшее, прогрессивное ϲȯбытие в истории человечества, но значительное количество людей (в том числе и граждане России) оценивают это ϲȯбытие как величайшую трагедию российского (и не только) народа. Кроме того, человеческому ϲȯзнанию свойственно постоянно переоценивать уже случившееся и давать прошедшим событиям все новые толкования, таким образом происходит «конструирование в сознании людей новой социальной реальности».

90. Какие существуют теории социальных изменений?

В социологии социальных изменений существует значительное количество теорий и направлений. Рассмотрим три наиболее исследованные: эволюционистскую, неоэволюционистскую и теорию циклических изменений.
Эволюцизм исходит из того, что общество развивается по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Все общества, все культуры проходят путь от менее развитого состояния к более развитому по единому заранее установленному образцу. Представителями классического эволюционизма являются такие ученые, как Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Спенсер считал, что сущность эволюционных изменений и прогресса заключается в усложнении общества, в усилении его дифференциации, в отмирании неприспособленных индивидов, социальных институтов, культур и выживании и процветании приспособленных.
Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные восходящие и развивающиеся по единому сценарию. При этом считалось, что существующие в настоящее время примитивные общества показывают нам, что представляло собой развитое общество в прошлом, а развитое общество показывает, каким станут примитивные общества в будущем.
Теория классического эволюционизма неоднократно подвергалась обоснованной критике со стороны ее противников. При это в качестве аргументов выдвигались следующие доводы:
. Многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер.
. Рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе.
. Наростающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения.
. Имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии.
. Эволюционистский постулат (утверждение) о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что в ходе развития одни стадии могут быть пропущены, а прохождения других - ускорено. Например, большинство европейских стран, в ходе своего развития миновали такую стадию, как рабство.
. Некоторые не западные общества нельзя оценивать по единой шкале развития и зрелости - они просто качественно отличны от западных.
. Нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом, так как многие общества, в результате социальных изменений, оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют. Например, Россия, в результате начавшихся в начале 90‑х годов ХХ в. либеральных реформ, по основным своим показателям (социально‑экономическим, технологическим, морально‑этическим и др.), оказалась отброшенной в своем развитии на многие десятилетия назад.
. Классический эволюционизм по сути исключает человеческий фактор в социальных изменениях, внушая людям неизбежность восходящего развития.
Неоэволюционизм. В 50 - х годах ХХ в., после периода критики и опалы, ϲȯциологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания ϲȯциологов. Такие ученые, как Г. и Ж. Ленски, Л. Уайт, Дж. Стюарт, М. Салинс, Е. Сервис, Т. Парϲȯнс и другие, дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям.
Основные положения неоэволюционизма:
. Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу о том, что каждая культура, каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеют свою логику эволюционного развития.
. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений.
. При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом.
. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде прямых утверждений.
. Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно.
. Эволюционные изменения носят многолинейный характер исторического процесса. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших второстепенную роль на предыдущей стадии.
Теории циклических изменений. Цикличность различных природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Например, древнекитайские мудрецы в различных социальных явлениях выделяли циклы с периодами 3, 9, 18, 27 и 30 лет; в вавилонских источниках упоминаются циклы с периодами 600, 59, 54, 19 и 8 лет; древнегреческие философы и историки Геродот, Платон, Аристотель и другие разработали учение о цикличности политических режимов власти.
В Средние века арабский ученый и поэт Ибн Хальдун (1332-1406) сравнивал циклы цивилизации с жизненными циклами живых организмов: рост - зрелость - старость.
В эпоху Просвещения итальянский придворный историограф Джамбаттиста Вико (1668-1744) разработал теорию циклического развития истории. Он считал, что типичный исторический цикл проходит три стадии: анархия и дикость; порядок и цивилизация; упадок цивилизации и возврат к новому варварству. При этом каждый новый цикл качественно отличается от предыдущего, т. е. движение идет по восходящей спирали.
Русский философ и социолог Н.Я. Данилевский (1822-1885) в своей книге «Россия и Европа» представил человеческую историю, разделенную на отдельные «историко‑культурные типы» или цивилизации. Каждая цивилизация, подобно биологическому организму, проходит стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели. По его мнению ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной; каждая имеет свои собственные ценности и тем самым обогащает общую человеческую культуру; каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит свойственные ей стадии.
В 1918 г. вышла в свет книга немецкого ученого О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы», где он развивает идеи своих предшественников о циклическом характере исторических изменений и выделяет в мировой истории восемь «высших культур»: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, греко‑римскую, арабскую, мексиканскую (майя) и западную. Каждая культура переживает циклы детства, юношества, зрелости и старости. Реализовав всю сумму возможностей и выполнив свое предназначение, культура умирает. Возникновение и развитие той или иной культуры нельзя объяснить с точки зрения причинности - развитие культуры происходит по присущей ей внутренней необходимости.
Прогнозы Шпенглера относительно будущего западной культуры были весьма мрачными. Он считал, что западная культура прошла стадию своего расцвета и вступила в стадию разложения.
Теория жизненных циклов цивилизаций нашла свое развитие в трудах английского историка А. Тойнби (1889-1975), который считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные условия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ.
Свою версию зарождения, развития и упадка цивилизаций предлагает Ю.В. Яковец в книге «История цивилизаций». Он считает, что траектория развития и упадка любой цивилизации напоминает не равномерно восходящую и нисходящую дугу, а «трехгорбого верблюда». За время полного жизненного цикла цивилизация переживает три подъема, вслед за которыми происходит спад. Первый подъем - сравнительно недолгий, но высокий - наблюдается на фазе становления цивилизации; второй - наиболее существенный - на фазезрелости; третий - как попытка реанимировать устаревший больной организм - на последней фазе всеобщего кризиса цивилизации. Всеобщий кризис и распад знаменуют собой начало переходного периода к очередной цивилизации.
Анализ приведенных выше точек зрения позволяет сделать некоторые общие выводы о теории циклических изменений в целом:
. представления о циклическом характере социальных изменений существовали уже в глубокой древности;
. циклические процессы бывают замкнутыми, когда каждый полный цикл возвращает систему в исходное (тождественное первоначальному) положение; бывают спиралевидными, когда повторение определенных этапов происходит на качественно ином уровне (более высоком или более низком);
. любая социальная система в своем развитии переживает ряд последовательных стадий: зарождение, развитие (зрелость), упадок, разрушение;
. фазы развития системы, как правило, имеют различную интенсивность и временную протяженность - ускоренные процессы изменений на одной фазе могут сменятся длительным застоем (консервацией) на другой;
. ни одна цивилизация (культура) не является лучшей или более совершенной;
. социальные изменения - это не только результат естественного процесса развития социальных систем, но и результат активной преобразующей деятельности человека.

91. На какие виды подразделяются социальные изменения?

Социальные изменения могут протекать в следующих основных формах: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы.
Функциональные изменения в социальных системах носят адаптивный характер. Их можно сравнить с профилактическим обслуживанием и текущим ремонтом автомобиля. Такие ремонты проводятся для поддержания системы в рабочем состоянии. В задачу функциональных изменений не входят радикальные реформы, предполагающие качественные структурные преобразования. Их цель - приспособление к меняющимся условиям окружающей среды (природной и социальной) и внутренним потребностям социальной системы.
Реформы в социальных системах. Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой‑либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без ее качественных изменений. Так, реформы Петра I коренным образом изменили систему государственного управления страной, но основы самодержавия остались неизменными.
Опасность быстрых и радикальных реформ заключается в том, что они могут выйти из под контроля самих «реформаторов» и общественности и приобрести непредсказуемый характер. Например, перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г. с целью реформирования социалистического строя, вышла из под контроля партийно‑политической элиты и привела к развалу Советского Союза. В ходе дальнейшего своего развития (либерализации и демократизации) реформы трансформировались в криминальную «революцию», направленную на разграбление России новыми политическими и экономическими элитами.
Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в социальной структуре и ценностных ориентациях. Например, переход Китая от государственной плановой экономики к рыночной проводится методами реформ, которые продолжаются более 20 лет.
Социальные революции. Революция представляет собой быстрые фундаментальные социально‑экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально‑классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.
Революция вовлекает в активную политическую деятельность большие массы народа. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на «светлое будущее» мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и ϲȯциальное творчество. В период революции масϲȯвая активность достигает своего апогея, а ϲȯциальные изменения - невиданных темпов и глубины. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».
Революционными также называют быстрые и радикальные изменения, происходящие в отдельных сферах (подсистемах) общества, например, в политической - смена политических элит, когда к власти приходит политическая оппозиция; радикальные изменения в экономических структурах; эпохальные научно‑технические открытия (научно‑техническая революция) и др.
Широкомасштабные («великие») революции, как правило, приводят к гражданским войнам и бессмысленному уничтожению большого количества людей. Кроме того, исход революции непредсказуем. В своем большинстве они не заканчиваются тем, о чем мечтали революционеры. Поэтому многие исследователи проблемы считают революцию катастрофой для страны и ее народа. Например, П. ϲȯрокин считает, что «революция суть худший споϲȯб улучшения материальных и духовных условий жизни масс… Чего бы она не добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой».
ϲȯциальная модернизация. Под модернизацией понимаются прогрессивные ϲȯциальные изменения, в результате которых ϲȯциальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I (начало XVIII в.), в результате которых Россия должна была достичь уровня развития западных стран, также предполагали модернизацию. Модернизация в этом смысле означает достижение определенных мировых стандартов или современного уровня развития.
Социальная трансформация. Трансформация (от лат. - преобразование, превращение) - это преобразования, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных.
Социальный кризис. Кризис (от лат. - решение, поворотный пункт, исход) - тяжелое переходное состояние социальной системы, предполагающее радикальные изменения для решения возникших проблем.

92. Какие социальные изменения происходят в современной России?

События, происходящие в последние 15-20 лет в российском обществе, по мнению одних исследователей, носят революционный характер; другие считают, что происходящие изменения хотя и являются радикальными, но это все же реформы; третьи говорят о попытках модернизировать общество и т. д. Попытаемся рассмотреть эти события с позиции теории социальных изменений.
За точку отсчета возьмем события, начавшиеся в середине 80‑х годов ХХ в., когда Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым был провозглашен курс развития страны (Советского Союза) под названием «перестройка».
Перестройка предполагала проведение целого комплекса реформ во всех основных сферах жизнедеятельности советского общества. В экономической сфере внедрялись такие новые формы отношений, как коллективный подряд, аренда, хозрасчет и др.; в политической сфере - демократизация и гласность; в социальной сфере ставились задачи достижения более высокого уровня жизни советских людей.
Проводимые с середины 80‑х годов реформы представляли собой попытку модернизации всего народно‑хозяйственного комплекса страны и достижения качественно нового уровня развития общества, соответствующего общемировым стандартам. Но проводились они в рамках существующей тогда социалистической (государственно‑монополистической) системы, которая без радикального пересмотра отношений собственности, конкуренции, рынка не могла быть реформирована в принципе. Кроме того, серьезное сопротивление проводимым реформам оказывала значительная часть партийно‑государственной элиты, что, в конечном счете проявилось во время попытки государственного переворота в августе 1991 г. Не вполне готовыми работать в новых условиях оказались и трудящиеся страны. Поэтому горбачевская перестройка многими исследователями оценивается как «эпоха псевдореформ». Итогом неудавшихся реформ стал всеобщий кризис социалистической системы и советского общества, который привел к распаду СССР (1991) и началу новых радикальных перемен в России.
Изменения, происходящие в российском обществе с начала 90‑х годов ХХ в. и по настоящее время, явно «распадаются» на три основных этапа:
1. Первый этап. Радикальные реформы и изменения, имевшие место в 1991-1993 гг. многие исследователи называют буржуазной либерально‑демократической революцией, направленной против авторитарно‑бюрократического режима. Однако с точки зрения теории социальных изменений эти события не соответствуют определению «социальная революция» по следующим причинам:
Во‑первых, в результате бурных событий конца 1991 г. (подавление путча, распад СССР и др.) не произошла реальная смена правящей политической элиты. Во власти осталась значительная часть прежней партноменклатуры во главе с Б.Н. Ельциным, привлекшая в свои ряды определенное количество экономистов - рыночников.
Во‑вторых, революция, как уже говорилось выше - это переворот снизу, когда сами народные массы сметают правящую элиту и участвуют в создании новой политической и социальной структуры. В событиях 1991-1993 гг. имели место массовые выступления народа, но они носили локальный и кратковременный характер. Основные политические решения принимались политической элитой самостоятельно.
В‑третьих, революция, особенно на первой фазе своего развития, стремится решить проблемы большинства. Радикальные реформы начала 90‑х годов в этом плане больше походили на закулисный сговор правящей элиты, направленный на ограбление российских граждан и разворовывание государственной собственности.
2. Второй этап (середина 90‑х годов - конец 1999 г.) можно охарактеризовать, как период адаптации социальных субъектов к новым условиям, а можно сказать, что это был период хаотичной кризисной трансформации российского общества с неопределенной перспективой.
К негативным последствиям этого периода можно отнести:
. продолжение криминальной приватизации государственной собственности;
. разворовывание бюджетных средств правящей элитой;
. рост теневой экономики и доходов от криминальной деятельности (грабежи, поборы, финансовые махинации и пр.);
. абсолютное и относительное обнищание населения страны;
. постоянная угроза безработицы, ликвидация предприятий, невыплата заработной платы;
. рост преступности и утрата людьми чувства защищенности;
. сращивание правоохранительных организаций с преступными элементами, рост недоверия граждан к милиции;
. массовое ограбление людей посредством различного рода «финансовых пирамид»;
. углубление разрыва в доходах между богатыми и бедными.
К положительным последствиям рассматриваемого этапа можно отнести:
. расгосударствление экономики и высвобождение частной инициативы, способствовавшие созданию социального слоя собственников‑предпринимателей;
. развитие рыночных отношений и адаптации граждан России к новым экономическим условиям;
. в условиях реформ, методом проб и ошибок, получили практическую проверку многие экономические формы и инициативы.
На втором этапе в основном был завершен распад советской институциональной системы. Однако новые социальные институты проявили свою неспособность (или нежелание) заниматься повышением эффективности российской экономики. Основная часть правящей элиты была озабочена личным обогащением. Криминальный передел собственности приобрел государственные масштабы. Убийства банкиров, предпринимателей, высших государственных чиновников и депутатов всех уровней стали обыденным явлением. Реформы сменились спонтанной кризисной трансформацией общества, которая лишь углубляла всеобщий кризис.
3. Начало третьего этапа социальных изменений связано с приходом во власть нового политического лидера страны В.В. Путина. Инициативность и активность нового президента во внутренней и внешней политике способствовала укреплению российской государственности, определенной экономической стабильности страны и повышению ее авторитета на международной арене.
В последние четыре года наблюдается определенный экономический рост, примерно на 4-6 % в год; доходы населения увеличились в среднем на одну треть; значительно укрепил свои позиции российский рубль.
Однако определенные успехи, по мнению многих политиков и экономистов, достигнуты не за счет роста промышленного производства и улучшения качества производимой продукции, а за счет увеличения экспорта невоспроизводимого сырья и необычайно высоких цен на нефть. Поэтому прошедшие четыре года (1999-2004) по сути, являются годами утерянных возможностей.
Президент России В.В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию (26 мая 2004 г.) вынужден был признать, что страна восстановила лишь 40 % утерянного с 1989 г. уровня развития и что 30 млн россиян живут за чертой бедности (по данным социологических исследований бедных значительно больше).
Продолжает ухудшаться демографическая ситуация. Наряду с низкой рождаемостью растет смертность населения. Так, в 2002 г. на 1 тыс. населения приходилось 16,3 умерших. Это самый высокий показатель в Европе. За последние 4 года смертность выросла на 20 %, при этом почти каждый третий умерший был в трудоспособном возрасте.
Приведенные выше доводы позволяют сделать вывод о том, что намечавшиеся в начале 90‑х годов реформы по модернизации российской экономики, в основном не были реализованы. Страна перешла от распределительной плановой экономики к рыночной, но достигнуто это было путем ограбления народа и полного развала экономического потенциала страны.

Литература

Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто не изменяется? // Социологические исследования, 1997. № 1.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации / Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М., 2003.
Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997.
Рывкина Р.В. Драма перемен. 2‑е изд., перераб. и доп. - М., 2001.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. Социологическая энциклопедия в 2 т. - М., 2003.
Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.
Лекции на Реф.рф
Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.
Яковец Ю.В. История цивилизаций. 2‑е изд., перераб. и доп. - М., 1997.


Причины социальных изменений

Социальная жизнь - это непрерывный процесс, который постоянно самооновлюеться, перестраивается и меняется. Фундаментальные изменения, которые происходят с течением времени с базовыми элементами культуры "структуры и социального поведения, социологи называют социальными изменениями. То есть социальные изменения не являются простой ротацией поколений, а - процессом изменения структуры общества, в результате которой общество становится другим, сохраняя свою стабильность и оставаясь, в определенном смысле, тем самым обществом (например, украинское общество, каким оно было в XVII в., XIX в. и современное).

На протяжении большей части истории человечества - около 200 тыс. Лет - социальные изменения происходили очень медленно. Примерно и90 тыс. Лет человечество занималось сбором и охотой, не меняя чего практически в своем образе жизни. Только с развитием земледелия начались изменения немного интенсивнее, хотя и все еще достаточно медленные. Однако, начиная со времени промышленной революции, - социальные изменения происходят непрерывно и становятся все более интенсивными. Собственно, процесс перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике потому и называется промышленной революцией, потому что он изменил организацию человеческого общества и все стороны его жизни. С тех пор почти каждое новое поколение живет в совершенно другом мире по сравнению с тем, в котором жило предыдущее. И сегодня мы переживаем очередной этап динамических изменений - информационную революцию. Нынешнее время диктует необходимость постоянного обучения и обновления в течение жизни своих профессиональных умений для того, чтобы успеть за интенсивными социальными изменениями.

Чтобы продемонстрировать динамику ускорения социальных изменений, американский социолог Элвин Тоффлер в 1970г. Привел такой красноречивый пример: "Если последние 50000 лет человеческой истории разделить на отрезки времени примерно по 62 года, то получим около 800 таких отрезков. Из них 650 прошли в пещерах. Только за последние 70 таких отрезков истории человечества стало возможным эффективно передавать информацию от поколения к поколению благодаря письменности. Только в последние 8 отрезков люди получили печатное слово. Только в последние два кое И кое использовал электрический двигатель. А абсолютное большинство материальных благ, мы используем сегодня, были придуманы в течение последнего, 800 отрезка человеческой истории.

Факторы социальных изменений.

Среди наиболее весомых факторов, которые вызывают изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре общества, выделяют следующие:

Физическая среда. Человек взаимодействует с окружающей средой, производя при этом определенную технологию и социальную организацию (например, общество земледельцев или скотоводов). С изменением окружающей среды, люди вынуждены производить новые типы адаптации, реагировать новыми техническими изобретениями и формами социальной организации. Так, например, предки нынешних венгров были кочевым народом и основным их занятием было скотоводство. Переселившись в конце IX в. на территорию современной Венгрии где не было места для ведения кочевого образа жизни и, оказавшись в окружении земледельческих народов, венгры также изменили свой образ жизни на оседлый.

Населения. Резкое увеличение численности населения или, наоборот, "старение" общества, или резкий рост численности городского населения или миграции в другие страны - приводит к изменениям в культуре и социальной структуре общества.

Конфликты вокруг ресурсов и ценностей. Для достижения своих целей различные группы мобилизуют свои ресурсы и возможности, отказываясь от привычного образа жизни ("Все для фронта, все для победы»). Победа одной из сторон, как, впрочем, и достижения компромисса, предусматривают появление новых институциональных структур, диктуют необходимость приспособления к новым условиям.

Инновации. Термин "инновация" включает в себя два понятия: открытие и изобретение.

Открытие - это восприятие людьми новых, ранее неизвестных аспектов реальности. Человек открывает теорию относительности или периодическую систему Менделеева. Открытие умножает знания, оно всегда добавляет к культуре что-то новое.

Изобретение - это новая комбинация уже известных элементов, например, комбинация парового двигателя и тележки привела к изобретению паровоза.

Открытия и изобретения приводят к появлению новых технических новшеств (радио, телевидение, двигатель внутреннего сгорания и т.п.), или нематериальных идей (избирательное право для женщин, право наций на самоопределение и т.д.), которые вызывают изменения в поведении людей, а также в культуре и структуре общества.

Диффузия - это процесс, во время которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой (распространение алфавита, христианства или других мировых религий. В сегодняшнем мире - распространение так называемого американского образа жизни). Диффузия возможна только в тех обществах, которые контактируют между собой. Часто группы умышленно увеличивают количество контактов, чтобы усилить диффузию (например, посылают специалистов учиться за границу). А бывает и так, что общество пытается избежать диффузии и уменьшает количество контактов, как, например, СССР, отгородившись от Запада, пытался избежать воздействий нежелательной идеологии.

Конкретные условия существования общества определяют какие факторы являются приемлемыми, которые можно воспринять в несколько измененных формах, а какие являются абсолютно недопустимыми. Например, ислам во многих регионах Африки принимался охотнее, чем христианство главным образом потому, что он не воспринимался как религия белых людей - эксплуататоров и чужаков, а также из-за того, что позволял полигамию, которую преимущественно практиковали африканцы.

Понятно, что все эти факторы зачастую действуют не в одиночку, а вместе, однако социологический анализ помогает выявить основной фактор изменений, который детерминирует все последующие процессы.

Уровни и характер социальных изменений.

Изменения могут происходить на разных уровнях и иметь различный характер и масштаб. их можно представить в виде дихотомного (парных) типов:

эволюционные - революционные;

реактивные (как реакция на какие-то события) - проективные (запланированные заранее)

стихийные - сознательные;

прогрессивные - регрессивные;

добровольные - навязанные;

длительные - краткосрочные;

качественные - количественные и др.

Чем больше масштабы социальных изменений, чем больше социальных структур охвачено изменениями, тем дольше они будут продолжаться. Однако выявить на каком уровне происходят те или иные социальные изменения достаточно сложно, для этого необходимо охватить все аспекты проблемы.

В социальных изменениях участвуют как силы, которые нацелены на изменение существующего порядка, так и те, которые противятся переменам.

Какие же причины побуждают людей сопротивляться изменениям? Среди основных:

Частные интересы. Как правило, это основная причина изменения. Она основывается на свойства людей ставить частные интересы выше общественных. Такое поведение может иметь как скрытый, так и ярко выраженный характер несогласия и доходит до того, что люди могут создавать "группы давления", чтобы не допустить изменений, устраивают митинги, забастовки и даже диверсии.

Непонимание необходимости перемен. Оно связано прежде всего с неспособностью людей объективно оценивать ситуацию, анализировать все задействованные в ней факторы. Причиной этого может быть, например, низкий уровень доверия к определенным социальным структур (правительства или парламента, дирекции и т.п.) или просто отсутствие информации.

Российскому историку Василию Ключевскому (1841-1911) принадлежит меткое наблюдение о своеобразии мышления россиян (в не меньшей степени оно касается и украинском. - И. Т.): "Русский человек мыслит, как русский царь правит; последний при каждом столкновении с неприятным законом говорит: "Я выше закон", и отвергает старый закон, не улаживая столкновения. Российская мыслящий человек при встрече с вопросом, который не поддается его привычным представлениям, но есть инспирированное логикой, здравым смыслом, говорит: "Я выше логика", и отвергает сам вопрос, не решая его. Своеволию власти отвечает произвол мысли ".

3. Разница в оценке проблемной ситуации. Разное ее восприятие может быть связано с разным менталитетом, разной аргументацией тех или иных суждений.

4. Нетерпимость к любым изменениям. В каждом обществе есть достаточно значительная группа лиц, которая отмечается нетерпимым отношением к изменениям. Как правило, это лица пожилого возраста, а также те, кто имеет невысокий образовательный и культурный уровень. Социальные изменения требуют от них освоения новых деловых, социокультурных качеств, часто составляет для этих социальных групп непреодолимый барьер.

Итак, планируя социальные изменения в пределах определенной организации или в масштабах всей страны (например, проведение эффективных социально-экономических реформ), руководящие структуры должны учитывать все факторы, производя оптимальную стратегию и тактику.