Формирование устойчивой мотивации здорового образа жизни. Формирование положительной мотивации учащихся к зож. Ставьте конкретные цели

В статье рассматриваются возможности физической культуры в формировании у студентов потребности в здоровом образе жизни, приобщения их к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья.

Современное образование вступает в новый этап своего развития, когда основная цель направлена на качественную подготовку специалистов, в соответствии с мировыми образовательными стандартами. Обеспечение высокого уровня качества образования является особенно важным в плане устойчивого развития общества в условиях интенсивных социально-экономических, научно-технических и профессиональных изменений.

Здоровье студентов является актуальной проблемой, ведь оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества. Поэтому здоровье учащейся молодежи относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Несмотря на это, в современном мире имеет место стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья; уменьшается количество здоровых детей, а количество хронических форм заболеваний, наоборот, увеличивается.

Существует несколько причин сложившейся ситуации. Но одним из главных факторов неблагополучия здоровья, на наш взгляд, является недостаточный уровень мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья самих студентов.

Мотивация - сложный психологический феномен и с точки зрения разных авторов включает в себя не одно понятие. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность. Педагогу необходимо выявить и показать причины, которые должны повлиять на выбор студента в пользу активной деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья.

Выделим три основные группы мотивов, которые помогут студентам осознать необходимость регулярных занятий физическими упражнениями.

Физиологические - это желание улучшить свои функциональные возможности, устранить недостатки фигуры.

Психологические - воспитание характера и силы воли, самовоспитание и самосовершенствование.

Социальные - достижение успеха и признания со стороны друзей, чувство собственного достоинства и самоутверждение.

В высших учебных заведениях традиционными теоретическими формами для поднятия уровня мотивации к занятиям физическими упражнениями являются лекционные занятия, беседы о здоровом образе жизни, конференции, проводимые кафедрой физического воспитания. Практические формы включают в себя участие в спортивно-массовых мероприятиях, физкультурных праздниках и фестивалях, проводимых вузом, занятия в спортивных секциях, а также помощь в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Приобщение студентов к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья, это конечно процесс воспитания, направленный на осознание большой роли физической культуры в жизни любого человека.

Перед высшим образованием стоит сложная задача - создать благоприятные условия для образовательной деятельности, дополняя содержание учебного материала знаниями, умениями и навыками с целью формирования у студентов ориентированного подхода к здоровому образу жизни, мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья.

Для решения этой проблемы необходимо эффективно распределять объем и структуру учебного материала в учебных планах, правильно скоординировать применяемые технологии обучения, соблюдать цикличность в организации учебной деятельности.

Сохранение и укрепление здоровья студентов как педагогический процесс определяется сложными, множественными и разнонаправленными факторами, что затрудняет обнаружение в нем закономерных связей .

Для того чтобы понять, как сформировать потребность в сохранении и укреплении здоровья у студентов высших учебных заведений, необходимо знать кто в большей степени влияет на формирование правильной мировоззренческой позиции студентов о своем здоровье.

Это - сам студент, его семья, его окружение, преподаватели вуза, тренеры и организаторы спортивно-массовой работы в вузе.

Теоретическая часть дисциплины «Физическая культура» предлагает традиционные формы занятий, повышающих мотивацию студентов к укреплению своего здоровья. Это и лекционные занятия, и консультации по здоровому образу жизни, беседы по профилактике вредных привычек, конференции, семинары о пользе физических упражнений и повышении двигательной активности студентов.

Практическая часть дисциплины «Прикладная физическая культура» включает в себя не только практические занятия, но и участие в различных спортивных мероприятиях, организованных вузом, занятия в спортивных секциях, помощь в организации физкультурных праздников и фестивалей.

Приобщение студентов к проблеме сохранения и укрепления своего здоровья - это еще один важный момент в процессе обучения и воспитания, который закладывается в юном возрасте и остается на всю жизнь.

Сегодня, образовательное учреждение высшего образования обладает огромным влиянием на сознание и подсознание студента, на формирование его личностных качеств. Вузы имеют возможность правильно направлять, помогать, управлять действиями студента в отношении здорового образа жизни и здоровья в целом. Здоровый образ жизни человека формируется общественными проявлениями и самим индивидом.

Занятия физической культурой и спортом являются одним из главных составляющих здорового образа жизни студента. Основной особенностью физической культуры является влияние на эмоциональное состояние человека, которое выражается в появлении чувства бодрости, радости, удовлетворенности, оптимистического, жизнерадостного настроения.

Физические упражнения укрепляют нервную систему, улучшают кровоснабжение головного мозга. Благодаря этому нервные клетки получают в достаточном количестве необходимые питательные вещества и кислород, и, следовательно, лучше выполняют свои сложные функции.

В настоящее время возросло число сердечнососудистых заболеваний. Многие исследователи обратили внимание на эмоциональные стрессы и их влияние на кровообращение в организме человека. Систематическая физическая работа, высокий уровень физической активности снижают опасность отрицательного влияния эмоциональных стрессов на сердечнососудистую систему.

Длительное ограничение двигательной активности (гипокинезия) изменяет регуляцию кровообращения, ухудшают состояние сердечной мышцы и сосудов, что повышает риск возникновения повышенного артериального давления и нарушения сердечной деятельности во время стрессов .

Регулярные занятия физическими упражнениями связаны со снижением состояния тревоги и депрессии. В большинстве исследований, в которых изучали взаимосвязь между физическими нагрузками и психическим благополучием, использовали нагрузки аэробной направленности. Было установлено, что только нагрузки достаточной продолжительности и интенсивности могут привести к положительным психологическим эффектам. Привлечение студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями поможет им преодолеть негативные последствия перенапряжения, улучшить состояние своего здоровья, отказаться от вредных привычек.

Организация учебного процесса по физической культуре в вузе должна обеспечить возможность освоения студентами знаниями и умениями в применении физических упражнений для повышения уровня своего физического развития и физической подготовленности в соответствии с индивидуальными способностями, личными установками, потребностями и интересами.

Для поддержания мотивации нужна целенаправленная работа по пропаганде физической культуры, здорового образа жизни среди студентов. Необходимо вовлекать студентов в физкультурно-оздоровительную деятельность с помощью нахождения новых форм занятий и интересных соревнований, где студенты смогут реализовать свои собственные потребности в движении.

От успешности формирования и закрепления в сознании принципов здорового образа жизни, зависит вся последующая деятельность человека.

Биография

Викторина

Заседание

Формирование у школьников

мотивации к здоровому образу жизни
В современных условиях проблема здоровья детей приобретает наиболее значимый характер. Здоровье ребёнка, определяется влиянием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям с другой стороны.

Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любого государства. Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» страны. Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего. Будущее нашей страны – счастливые дети. Лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми. Поэтому важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни.

Здоровье детей – многофакторная проблема. Оно определяется наследственностью и образом жизни ребёнка. Современная наука утверждает, что только 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% — от экологии, 10% — от деятельности здравоохранения, а остальные 50% — от образа жизни человека. Понятие «образ жизни» включает физическую, психоинтеллектуальную и трудовую деятельность; двигательную активность; общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, особенности работы.

Так как большую часть времени ребёнок проводит в школе, его здоровье зависит от условий пребывания в ней. Школа является местом активной деятельности ребёнка на протяжении 9-11 лет. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально-гигиенических, экологических и других факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно.

Развитие современного образовательного учреждения идёт по пути интенсификации физических и психических нагрузок на ребёнка. По данным НИИ педиатрии, лишь 14% современных детей практически здоровы. Соответственно 86% приходится на тех, у кого наблюдаются нарушения здоровья. Из них 50% имеют отклонения в развитии ОДС, 35-40% страдают хроническими заболеваниями, 80% детей поступают в 1 класс, имея различные отклонения в состоянии здоровья (от функциональных расстройств до хронических заболеваний). Причина – гиподинамия. Другими словами, недостаточная физическая нагрузка негативно влияет на здоровье школьников. Статистика показывает, что тенденция ухудшения состояния здоровья детей за последние 10-15 лет продолжает сохраняться. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, осанки, увеличения темпов роста числа хронических заболеваний и других показателей.

Результатом обучения в школе сегодня являются не только сумма знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций, в число которых входит учебная самостоятельность. Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к ЗОЖ, занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы.

Наша роль педагогов состоит в формировании мотивации здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Настоящую заинтересованность в здоровье, в активной жизненной позиции своих учащихся способен передать только по-настоящему заинтересованный в укреплении здоровья школьников педагог, воспитанный на основах гражданственности и социальной ответственности, активный сторонник здорового образа жизни.

Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей здорового образа жизни позволяют нам определить собственное понимание мотивов здорового образа жизни.

Данный инновационный опыт предполагает определить средства, обеспечивающие реализацию поставленной цели посредством формирования позитивных установок на добровольческую деятельность у учащихся, оказание позитивного влияния сотворчеством на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Только каждодневная кропотливая, систематическая работа может принести свои плоды.

Процесс формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни у школьников целесообразно рассматривать, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов, проявляющихся в сотворчестве. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера школьника, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.

Таким образом, реализация процесса формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни школьников предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, с другой стороны, – на изменение внутриличностной сферы школьников посредством сознательно – волевой работы по осмыслению, переосмыслению ими отношения к здоровому образу и к стилю своей жизни.

Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и общественного здоровья. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнёрском взаимодействии детей и педагогов.

Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.

Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями. Это и есть фундаментальное ядро в формировании мировоззрения учащихся на принятие здорового образа жизни, а воспитание происходит в результате ежедневного кропотливого труда. Задача педагога – тщательно спланировать воспитательный процесс, направив его в нужное русло.

Мотивация здорового образа жизни

Что мы понимаем под мотивацией здоровья и здорового образа жизни? Прежде, чем ответить на этот вопрос, рассмотрим само понятие «мотивация».
Итак, мотивация — это побуждение к действию. Мотив – это причина, заставляющая нас производить действие. Мотивом могут служить как положительные эмоции, так и отрицательные. Мы можем представлять себе как мы будем счастливы после достижения определенной цели или можем ощущать неполноценность настоящего положения, которое мы хотим исправить.

Чтобы человек действовал ему нужна мотивация. Мотивация вызывается мотивом. Мотив вызывает желание. Человек должен захотеть действовать определенным образом. Он должен захотеть результат. Иначе никак. Ничто не заставит человека действовать просто так, если он не видит в этом никакой пользы для себя.

Мотивация здоровья – это побуждение к действиям, имеющими своей целью поддержание здоровья или его улучшение. Проблема в том, что человек не может хотеть быть здоровым, если он здоров в данный момент и не испытывает никакого дискомфорта. Вы не можете хотеть быть в Париже, если вы уже в Париже. Это не будет вашей целью. Но вы можете испытывать дискомфорт от того, что вы сидите в каком-нибудь захолустье и у вас нет денег на поездку или вам так понравилось в Париже, что вы сделаете все, чтобы туда вернуться.

То же самое со здоровьем – больше всего вы хотите быть здоровым, когда вы болеете. Когда мы здоровы мы просто не осознаем всей прелести нашего нынешнего состояния! И как результат, ведем образ жизни, который отнюдь не способствует укреплению здоровья или его поддержанию.

Как развить мотивацию?

Говоря о мотивации здорового образа жизни, в первую очередь люди должны научиться понимать, что их здоровье – величина непостоянная. Здоровье подобно цветущему растению: если за ним не ухаживать как следует, не поливать, не удобрять, то вскоре оно зачахнет, его цветы завянут, листья падут и потребуется немало усилий, чтобы вернуть его в прежнее состояние, если это вообще будет возможно.

Во-вторых, помочь человеку правильно относиться к себе можно вложив эти правила в его еще маленькую детскую головку. А какие правила ребенок усваивает лучше всего? Правильно, те, что выполняют люди, которые являются для него авторитетами, а точнее, его родители. А дальше, на протяжении жизни – друзья, единомышленники и близкое окружение.

В группе (фитнес, рассылки, форумы) всегда легче поддерживать в себе мотивацию, особенно во время ее «падения». А это время всегда приходит. Энергия, циркулирующая в группах помогает «поднять» мотивацию и дает человеку новые силы для продвижения.

Еще один действенный способ поддержать в себе мотивацию – визуализация желаемого. Представьте то, к чему вы хотите прийти, конечный результат, и осознанно идите к цели.

Примите на себя ответственность за свои действия. Если вы уж что-то решили, то сделайте это. Конечно, нам сложно постоянно удерживаться на одной волне, мы жалеем себя и часто даем себе поблажки. Это нужно принять как факт и понять, что за вас никто ничего делать не собирается.

Находите и фиксируйте в себе любые отговорки, которые будут соблазнять вас на то, чтобы отказаться от задуманного. Несущественные смело отбрасывайте, а существенные учитывайте и в соответствии с ними корректируйте дальнейшие действия для достижения лучшего результата наиболее приятным путем.

Виды мотивации

Среди различных мотивов можно выделить следующие:

Мотив сохранения

Особой активности здесь не требуется.

Психологические основы формирования мотивации в здоровом образе жизни у дошкольников

Предотвращение болезни

Мы страдаем, когда болеем. Мы вынуждены ходить в поликлинику, принимать лекарства, смириться с некоторыми физическими ограничениями, тратить время на физиопроцедуры и т.д.

Все эти занятия не из приятных и желание их избежать часто является мощным стимулом для здорового образа жизни.

Работоспособность

Болезнь является серьезным препятствием в учебе и карьере.

Работодатель скорее примет на работу здорового человека, чем того, кто имеет проблемы со здоровьем, т.к. его частые болезни будут препятствовать получению прибыли предприятия, создавать проблемы с графиком работы и необходимость выплачивать пособия по временной нетрудоспособности.

Удовольствие от хорошего самочувствия

Имеет место тогда, когда человеку приносит удовольствие его здоровое состояние, его способность физически совершенствоваться, заниматься спортом, танцами.

Подчинение общественным требованиям

Заключается в соблюдении требований и традиций, которые передавались из поколения в поколение народом, с целью оградить себя от неблагоприятных факторов. Пользование туалетом для отправления своих физиологических потребностей есть пример такого подчинения.

Возможность сексуальной реализации

Сексуальные возможности как мужчин, так и женщин напрямую зависят от их здоровья. Быть сексуально привлекательным очень важно для человека и поэтому является серьезным мотиватором поддержания своего здоровья.

Обычно у человека преобладает одна мотивация, иначе можно подумать, что он чрезмерно озабочен своим здоровьем. Вид мотивации зависит от возраста индивида. В молодом возрасте мотивации, пророчащие хорошее самочувствие в будущем, мало чем могут помочь. А вот тема сексуальной реализации весьма актуальна и может заставить задуматься перед очередной бутылкой пива или сигаретой. В любом случае, если человек с детства не усвоил ценность и правила здорового образа жизни, то во взрослом возрасте его будет трудно образумить, пока он не столкнется с определенными проблемами здоровья. Окружающее общество часто воздействует на молодых людей совсем другим способом, говоря им, что алкоголь и наркотики это то, что делает их счастливыми.

Таким образом, выбирая общество мы выбираем образ жизни.

Чтобы заинтересовать человека в здоровом образе жизни необходимо выполнение следующих требований:

  1. 1Цель должна быть по настоящему стоящей: человек должен видеть, что он выигрывает от этого
  2. 2Желание быть благополучным
  3. 3Желание быть хозяином своей жизни
  4. 4Смотреть на мир положительно
  5. 5Уважение к себе, разрешить себе наслаждаться всеми благами жизни

Если вы все-таки решили перейти на сторону здоровья

На этом нелегком пути вас будет ожидать внутренняя борьба, лень, неверие в себя и множество других трудностей. Чтобы помочь вам с ними справиться приведем несколько советов:

  • Цель должна быть реальной и конкретной. Определите для себя реальную цель и время, за которое вы ее достигните. Разбейте свою большую цель на много маленьких и легко выполнимых. Двигайтесь небольшими, но уверенными шажками.
  • Результат не будет моментальным. Имейте терпение. Заранее подготовьтесь к тому, что вы захотите все оставить в самое ближайшее время из-за того, что не будете видеть продвижения. Но продвижение будет, главное не отступать и не поддаваться собственным слабостям.
  • За усилием должна следовать награда. Так вы будете закреплять свои старания и успехи. Делайте себе приятные подарки за килограмм сброшенного веса, за месяц без алкоголя или неделю без сигареты. Это может быть поход на концерт, новая вещь в гардеробе, диск любимой группы и другие вещи которые вам нравятся.
  • Сравнивайте себя нового с собой прежним. Почаще оценивайте насколько здоровее вы стали с тех пор, как начали заниматься спортом, правильно питаться, бросили курить. Не бойтесь гордиться собой.
  • Создайте окружение, которое будет вас поддерживать. Хорошо если среди ваших друзей или коллег по работе найдутся желающие похудеть, бросить курить или ходить в тренажерный зал. Вы также будете оказывать им поддержку и благодаря общим усилиям вы вместе обязательно придете к цели.

Образ жизни человека, его составляющие. Виды мотиваций к ведению «Здорового образа жизни».

Составляющие здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

1) Режим труда и отдыха — необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Часы, предназначенные для сна нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.

2) Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

а) Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека.

Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала.

Мотивация здорового образа жизни у школьников среднего звена.

Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, — около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни — юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

б) Следующая непростая задача — преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающее на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:

— потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

— нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм — одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом.

К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант — даже не пробовать наркотики.

3) Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание . Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон — равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, — мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна — избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон — соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию, и даже смерти.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Двигательная активность.

Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Таким образом, чтобы выполнять двигательный режим, необходима двигательная деятельность в объеме 1,3-1,8 ч в день. За счет использования двигательной активности с относительно высокой интенсивностью можно сократить ее продолжительность.

5) Закаливание:

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество — выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит организму надежный щит против многих болезней.

Широко известны различные способы закаливания — от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком — замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание — высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.

Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

6) Личная гигиена:

Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др. В полном объеме они выполняются только при здоровой и чистой коже.

Уход за полостью рта и зубами требует, чтобы после еды рот прополаскивался теплой водой. Чистить зубы рекомендуется 2 раза в день. Зубная щетка не должна быть чересчур жесткой, а процедура чистки должна занимать не менее 2 мин. Чтобы сохранить зубы, важно, чтобы пища содержала достаточно кальция. Во время еды нужно избегать быстрого чередования горячих и холодных блюд. Нежелательно грызть орехи, косточки ягод и плодов, поскольку эмаль, покрывающая зубы, может дать трещину, после чего разрушение зубных тканей идет весьма быстро. Не реже 2 раза в год необходимо посещать врача стоматолога для профилактического осмотра зубов.

Гигиена одежды требует, чтобы при ее выборе руководствовались не мотивами престижности, а ее гигиеническим назначением в соответствии с условиями и деятельностью, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются специальные требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Спортивную одежду следует использовать только во время занятий и соревнований; ее необходимо регулярно стирать. Гигиена обуви требует, чтобы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой, а также обеспечивала правильное положение стопы. В этом отношении лучшими качествами обладает обувь из натуральной кожи. Спортивная обувь, кроме того, должна защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий соответствующим видом спорта

Что мы понимаем под мотивацией здоровья и здорового образа жизни? Прежде, чем ответить на этот вопрос, рассмотрим само понятие «мотивация».
Итак, мотивация - это побуждение к действию. Мотив – это причина, заставляющая нас производить действие. Мотивом могут служить как положительные эмоции, так и отрицательные. Мы можем представлять себе как мы будем счастливы после достижения определенной цели или можем ощущать неполноценность настоящего положения, которое мы хотим исправить.

Чтобы человек действовал ему нужна мотивация. Мотивация вызывается мотивом. Мотив вызывает желание. Человек должен захотеть действовать определенным образом. Он должен захотеть результат. Иначе никак. Ничто не заставит человека действовать просто так, если он не видит в этом никакой пользы для себя.

Мотивация здоровья – это побуждение к действиям, имеющими своей целью поддержание здоровья или его улучшение. Проблема в том, что человек не может хотеть быть здоровым, если он здоров в данный момент и не испытывает никакого дискомфорта. Вы не можете хотеть быть в Париже, если вы уже в Париже. Это не будет вашей целью. Но вы можете испытывать дискомфорт от того, что вы сидите в каком-нибудь захолустье и у вас нет денег на поездку или вам так понравилось в Париже, что вы сделаете все, чтобы туда вернуться.

То же самое со здоровьем – больше всего вы хотите быть здоровым, когда вы болеете. Когда мы здоровы мы просто не осознаем всей прелести нашего нынешнего состояния! И как результат, ведем образ жизни, который отнюдь не способствует укреплению здоровья или его поддержанию.

Как развить мотивацию?

Говоря о мотивации здорового образа жизни, в первую очередь люди должны научиться понимать, что их здоровье – величина непостоянная. Здоровье подобно цветущему растению: если за ним не ухаживать как следует, не поливать, не удобрять, то вскоре оно зачахнет, его цветы завянут, листья падут и потребуется немало усилий, чтобы вернуть его в прежнее состояние, если это вообще будет возможно.

Во-вторых, помочь человеку правильно относиться к себе можно вложив эти правила в его еще маленькую детскую головку. А какие правила ребенок усваивает лучше всего? Правильно, те, что выполняют люди, которые являются для него авторитетами, а точнее, его родители. А дальше, на протяжении жизни – друзья, единомышленники и близкое окружение.

В группе (фитнес, рассылки, форумы) всегда легче поддерживать в себе мотивацию, особенно во время ее «падения». А это время всегда приходит. Энергия, циркулирующая в группах помогает «поднять» мотивацию и дает человеку новые силы для продвижения.

Еще один действенный способ поддержать в себе мотивацию – визуализация желаемого. Представьте то, к чему вы хотите прийти, конечный результат, и осознанно идите к цели.

Примите на себя ответственность за свои действия. Если вы уж что-то решили, то сделайте это. Конечно, нам сложно постоянно удерживаться на одной волне, мы жалеем себя и часто даем себе поблажки. Это нужно принять как факт и понять, что за вас никто ничего делать не собирается.

Находите и фиксируйте в себе любые отговорки, которые будут соблазнять вас на то, чтобы отказаться от задуманного. Несущественные смело отбрасывайте, а существенные учитывайте и в соответствии с ними корректируйте дальнейшие действия для достижения лучшего результата наиболее приятным путем.

Виды мотивации

Среди различных мотивов можно выделить следующие:

Мотив сохранения

Особой активности здесь не требуется. Цель – сохранить то, что уже есть. Вы просто не совершаете тех действий, которые могут причинить вред вашему здоровью.

Предотвращение болезни

Мы страдаем, когда болеем. Мы вынуждены ходить в поликлинику, принимать лекарства, смириться с некоторыми физическими ограничениями, тратить время на физиопроцедуры и т.д. Все эти занятия не из приятных и желание их избежать часто является мощным стимулом для здорового образа жизни.

Работоспособность

Болезнь является серьезным препятствием в учебе и карьере. Работодатель скорее примет на работу здорового человека, чем того, кто имеет проблемы со здоровьем, т.к. его частые болезни будут препятствовать получению прибыли предприятия, создавать проблемы с графиком работы и необходимость выплачивать пособия по временной нетрудоспособности.

Удовольствие от хорошего самочувствия

Имеет место тогда, когда человеку приносит удовольствие его здоровое состояние, его способность физически совершенствоваться, заниматься спортом, танцами.

Подчинение общественным требованиям

Заключается в соблюдении требований и традиций, которые передавались из поколения в поколение народом, с целью оградить себя от неблагоприятных факторов. Пользование туалетом для отправления своих физиологических потребностей есть пример такого подчинения.

Возможность сексуальной реализации

Сексуальные возможности как мужчин, так и женщин напрямую зависят от их здоровья. Быть сексуально привлекательным очень важно для человека и поэтому является серьезным мотиватором поддержания своего здоровья.

Обычно у человека преобладает одна мотивация, иначе можно подумать, что он чрезмерно озабочен своим здоровьем. Вид мотивации зависит от возраста индивида. В молодом возрасте мотивации, пророчащие хорошее самочувствие в будущем, мало чем могут помочь. А вот тема сексуальной реализации весьма актуальна и может заставить задуматься перед очередной бутылкой пива или сигаретой. В любом случае, если человек с детства не усвоил ценность и правила здорового образа жизни, то во взрослом возрасте его будет трудно образумить, пока он не столкнется с определенными проблемами здоровья. Окружающее общество часто воздействует на молодых людей совсем другим способом, говоря им, что алкоголь и наркотики это то, что делает их счастливыми. Таким образом, выбирая общество мы выбираем образ жизни.

Чтобы заинтересовать человека в здоровом образе жизни необходимо выполнение следующих требований:

  1. 1 Цель должна быть по настоящему стоящей: человек должен видеть, что он выигрывает от этого
  2. 2 Желание быть благополучным
  3. 3 Желание быть хозяином своей жизни
  4. 4 Смотреть на мир положительно
  5. 5 Уважение к себе, разрешить себе наслаждаться всеми благами жизни

Если вы все-таки решили перейти на сторону здоровья

На этом нелегком пути вас будет ожидать внутренняя борьба, лень, неверие в себя и множество других трудностей. Чтобы помочь вам с ними справиться приведем несколько советов:

  • Цель должна быть реальной и конкретной. Определите для себя реальную цель и время, за которое вы ее достигните. Разбейте свою большую цель на много маленьких и легко выполнимых. Двигайтесь небольшими, но уверенными шажками.
  • Результат не будет моментальным. Имейте терпение. Заранее подготовьтесь к тому, что вы захотите все оставить в самое ближайшее время из-за того, что не будете видеть продвижения. Но продвижение будет, главное не отступать и не поддаваться собственным слабостям.
  • За усилием должна следовать награда. Так вы будете закреплять свои старания и успехи. Делайте себе приятные подарки за килограмм сброшенного веса, за месяц без алкоголя или неделю без сигареты. Это может быть поход на концерт, новая вещь в гардеробе, диск любимой группы и другие вещи которые вам нравятся.
  • Сравнивайте себя нового с собой прежним. Почаще оценивайте насколько здоровее вы стали с тех пор, как начали заниматься спортом, правильно питаться, бросили курить. Не бойтесь гордиться собой.
  • Создайте окружение, которое будет вас поддерживать. Хорошо если среди ваших друзей или коллег по работе найдутся желающие похудеть, бросить курить или ходить в тренажерный зал. Вы также будете оказывать им поддержку и благодаря общим усилиям вы вместе обязательно придете к цели.

С самого начала нужно усвоить, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Для сохранения и восстановления утраченного здоровья человек должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию (мотивация - это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности).

Какие же мотивы лежат в основе формирования стиля здоровой жизни?

  • 1. Самосохранение. Когда человек знает, что какое-то действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает. Например, человек, который хочет жить, никогда не пойдет по железнодорожному пути навстречу мчащемуся поезду. Опытным путем человек выяснил, что на яичный белок у него появляются зуд и сыпь. Человек не будет есть яйца. Формулировка личностной мотивации может быть такой: «Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни».
  • 2. Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Например, жители Крайнего Севера едят сырую замороженную рыбу, так как она обеспечивает наиболее полноценное сбалансированное питание. Другой пример: ребенка с детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных местах. Это продиктовано гигиеническими, этическими и эстетическими требованиями. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других».
  • 3. Получение удовольствия от самосовершенствования. Это простая гедоническая мотивация формулируется так: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство». Большая часть детей любит умываться потому, что изменение кровообращения вызывает приятные ощущения. Если вода слишком холодна или взрослые слишком трут нежную кожу малыша, то ребенок воспринимает умывание как наказание и старается его избежать.
  • 4. Возможность для самосовершенствования. Формулировка: «Если я буду здоров, то смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».
  • 5. Способность к маневрам. Формулировка: «Если я буду здоров, то смогу по своему усмотрению изменять свою роль в сообществе и свое местонахождение». Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую.
  • 6. Сексуальная реализация. Формулировка: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии».
  • 7. Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психологическое неудобство».

Случаи, когда семь мотиваций являются для человека одинаково значимыми, встречаются крайне редко. В течение жизни человек проходит через разные мотивации. В детстве - этнокультурные требования и получение удовольствия, в подростковом возрасте - возможность самосовершенствования и способность к маневрам.

Для молодых людей иногда теряет значение первая мотивация: самосохранение. Здоровье и сила иногда лишают необходимой осторожности, снижают чувство ответственности за свой организм. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их здоровья неограничен. К сожалению, это ошибочное мнение.

Молодой возраст от 12 до 30 лет называют самым аутоагрессивным периодом. Именно в этом возрасте по нарастающей идут опасные для здоровья и жизни, то есть аутоагрессивные действия: курение, пьянство, эксперименты с наркотиками, случайные интимные контакты, ведущие к незапланированной беременности, нежелательному отцовству, венерическим заболеваниям, СПИДу. На этот возраст приходятся пренебрежение к элементарным правилам гигиены питания, сна, труда и отдыха, гигиены одежды. Все это закладывает фундамент для хронических неинфекционных заболеваний, ведущих к ранней инвалидности и смерти (атеросклероз, цирроз печени, гастрит, легочные заболевания, заболевания почек, нарушение обмена веществ и пр.).

В то же время молодежь наиболее восприимчива к обучению. Именно работая по воспитанию у молодежи навыков здорового образа жизни, можно достигнуть главной цели, каковой является охрана здоровья здоровых.

© Т.В. Карасева, Е.В. Руженская, 2013 УДК 616-092.11-02:614.2

Т.В. Карасева, Е.В. Руженская ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ*

Шуйский филиал ФГБОУ ВПО Ивановский государственный университет, 155908, Шуя, Россия

В статье уточнено понятие мотивации к здоровому образу жизни, рассмотрены основные факторы, ее формирующие. Представлен авторский вариант классификации мотивов к формированию здорового образа жизни.

Ключевые слова: мотив, мотивация, здоровый образ жизни

THE CHARACTERISTICS OF MOTIVATION TO FOLLOW HEALTHY LIFE-STYLE

T.V. Karaseva, Ye.V. Ruzhenskaya

The Shuya Branch of the Ivanovo State University, 155908 Shuya, Russia

The article specifies the notion of motivation to healthy life-style. The main factors developing this motivation are considered. The personal proposal of classification of motives to develop healthy life-style is presented. Key words: motive, motivation, healthy life-style

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) населения является одной из актуальных задач. Рост числа исследований в сфере научного знания требует систематизации методических подходов, неотъемлемой частью которого является понятие мотивации, позволяющее раскрыть механизмы развития и пути формирования ЗОЖ. Комплексный характер явления способствует широкому толкованию этого понятия.

В психологической науке выделяются такие соподчиненные понятия, как "потребности - мотивы - мировоззрение - установки - цели - результаты - оценка". Мотивы являются внутренними силами, связанными с потребностями личности и побуждающими ее к деятельности . Мотивация (лат. movere - двигать, толкать) в основном понимается как побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, определяющий направленность, организованность, активность и устойчивость поведения человека, деятельно удовлетворяющего свои потребности. Мотивационная сфера как совокупность мотивов и влияющих на них факторов носит различный характер.

В зависимости от оснований мотивы классифицируются по целям (потребностям) и формирующим их факторам. Цели лежат в основе классификации мотивов А. Маслоу. Иерархия мотивов отражает иерархию потребностей. Здоровье и самосохранение располагаются после потребности в воздухе, пище и туалете.

Мотивация к ЗОЖ - это совокупность внешних и внутренних мотивов, побуждающих к деятельности по сохранению здоровья, и условий, способствующих реализации здоровьесберегающего поведения.

Структура мотивации к ЗОЖ меняется в зависимости от возраста, социального статуса, состояния здоровья и других факторов. Так, анализ мотивов к занятиям физической культурой позволил выделить четыре блока мотивов, побуждающих девушек-студенток вуза к занятиям физической культурой: мотивы укрепления здоровья, социальные мотивы, эмоциональные мотивы и мотивы иметь красивую фигуру .

По данным Росстата (2008), взрослое население на первое место ставит важность физических упражнений для укрепления здоровья (77,9%), а на второе - сохранение физической формы и фигуры (48,5%). Далее сле-

Руженская Елена Владимировна, [email protected]

*Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ.

дуют поддержание работоспособности (32,7%) и увеличение продолжительности жизни (20,8%).

Представляет научный интерес факторная структура мотивов, побуждающих к занятиям спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья. По данным опроса 1133 инвалидов из 67 регионов РФ, выявлены основные группы мотивов, побуждающих лиц с инвалидностью к занятиям физическими упражнениями и спортом. Ведущую роль здесь играют мотивы, связанные с улучшением состояния здоровья и удовлетворением потребности в общении (33,5%). Второе место принадлежит потребности в рекреации и реабилитации (13,3%), затем следуют необходимость повышения уровня физической кондиции (9,4%) и отказ от вредных привычек (8,6%) .

Для педагогов всех ступеней образования ведущими в формировании ЗОЖ являются профессиональные мотивы. Подавляющее большинство преподавателей вузов (83%) также имеют профессиональные мотивы к формированию собственной культуры здоровья .

Анализ мотивации к ЗОЖ медицинских работников общей лечебной сети показал, что одним из главных мотивов среди всех категорий медицинских работников является необходимость сохранения профессионального здоровья прежде всего в психологической сфере. Половина медицинских работников (51,7%) оценивают собственный образ жизни как нездоровый. Среди факторов нездорового образа жизни медицинских работников лидирует стресс (в 100% случаев у главных врачей). Среди основных препятствий для ЗОЖ указываются факторы недостаточной медицинской активности (лень, отсутствие желания, силы воли), которые преобладают среди главных врачей по сравнению с другим персоналом лечебных учреждений .

Персонал психиатрической службы основной причиной ведения здорового образа жизни считает нарушения профессионального здоровья; каждый третий отметил нарушение здоровья в связи с профессиональной деятельностью. Основной сферой нарушений профессионального здоровья сотрудники психиатрической службы считают физическую составляющую, которая проявляется в физическом неблагополучии (77,1%). Большую часть физического неблагополучия составляли гипертоническая болезнь и язвенная болезнь, в патогенезе которых значимым фактором являются стрессовые нагрузки. Далее следовали психологические проблемы (20,9%) и психическое неблагополучие

(12,7%). Нарушение здоровья влияет на удовлетворенность медицинских работников профессиональной деятельностью и мотивирует их на его восстановление и поддержание .

М.В. Синельниковой (2010) представлена характеристика медицинских работников как субъектов профилактической работы среди населения сельского района . Эта характеристика складывается из образа жизни, гигиенической грамотности и готовности медицинских работников сельского района к профилактической работе. Оценивают свой образ жизни как здоровый 30,2% медицинских работников сельского района. При этом врачи значительно чаще оценивают свой образ жизни, как нездоровый по сравнению с медицинскими работниками среднего звена (50,9 и 33,3% соответственно). Таким образом, мотивы и факторы, составляющие мотивацию к ЗОЖ, можно объединить в следующие группы:

1. Связанные с образом жизни:

♦ гуманистические мотивы (бережное отношение к здоровью, жизни);

♦ мотивы реабилитации и рекреации (стремление к восстановлению утраченного здоровья и полноценному отдыху);

♦ мотивы личностного престижа и достижения (стремление к красоте, физической форме, созданию имиджа человека с высокой культурой здоровья).

2. Связанные с личностно-профессиональным развитием:

♦ познавательные мотивы (расширение кругозора в сфере ЗОЖ);

♦ мотивы саморазвития;

♦ мотивы профессионального совершенствования (в профессиях, связанных с охраной социального здоровья).

3. Связанные с социальным окружением:

♦ мотивы идентификации (подражание друзьям, родителям, кумирам);

♦ мотивы социализации и аффилиации (подчинение этнокультурным требованиям);

♦ мотивы самоутверждения (стремление доказать способность вести ЗОЖ);

♦ мотивы, связанные с чувством ответственности и долга (стремление быть примером для своих детей, учеников, больных и т. д.).

4. Прагматические мотивы:

♦ конкурентоспособность на рынке труда (для лиц, имеющих высокий уровень здоровья);

♦ соответствие профессионально значимым качествам (для круга профессий, где показатели образа жизни входят в число нормативных требований);

♦ экономичность здорового образа жизни (отсутствие затрат на лечение, приобретение сигарет и т. д.);

♦ учебные мотивы (для обучающихся по вопросам профилактики и здоровья);

♦ негативная мотивация (осознание возможных болезней, неприятностей и т. п. вследствие нездорового образа жизни).

5. Гедонические:

♦ эмоциональные (улучшение настроения от занятий физической культурой, водных процедур, здоровой пищи и т. д. и от происходящих позитивных изменений);

♦ психофизиологические (уменьшение стрессового напряжения, улучшение психического и психологического здоровья);

♦ рефлексивно-волевые (осознание возможности победы над собственными слабостями, повышение самооценки).

Внедрение этих подходов способствует осознанию приоритета ценности "здоровье", развитию широкой социальной мотивации образования в области здоровья и повышению готовности обучающихся к формированию ЗОЖ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск: Харвест; 1999.

2. Яренко А.В. Оптимизация процесса профессионального самоопределения офицерских кадров: Дис. M.; 2000.

3. Баламутова Н.М., Шейко Л.В., Олейников И.П. Исследования мотивации и эффективности оздоровительной тренировки для женщин, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах по плаванию. Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2005; 1: 79-85.

4. Гуреева A.M., Клопов Р.В. Определение значимых мотивов к занятиям физическим воспитанием у студенток вуза. http://lib.sportedu. ru/Press/FVS/2011N2/p27-30.htm (дата обращения 02.05.13)

5. Махов А. С. Информационно-потребностные компоненты формирования мотивации у инвалидов к занятиям адаптивным спортом. Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия: Педагогические и психологические науки. 2010; 11: 99-0102.

6. Карасева Т.В., Семенова А.Ю., Толстова С.Ю. Формирование культуры здоровья воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Монография. Шуя; 2008: 210.

7. Карасева Т.В., Бабанова Н.Н. Культура здоровья преподавателя ВУЗа. Монография. Иваново, 2010: 112.

9. Толстов С.Н. Развитие творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности: Дис. Шуя; 2004.

10. Руженская Е.В. Оценка медицинским персоналом психиатрической службы факторов удовлетворенности трудом. Российский психиатрический журнал. 2010; 5, дополнительный выпуск № 2: 580-60.

11. Руженская Е. В. Состояние психического здоровья сотрудников психиатрической службы. В кн.: Психопрофилактика, современное понимание: Сборник научных трудов. Иваново: ИПК "Прес-Сто"; 2010: 111-21.

12. Руженская E.B. Социально-гигиеническая характеристика медицинского персонала учреждений психиатрического профиля. Вестник Ивановской медицинской академии. 2011; 16 (4): 5-9.

13. Синельникова М.В. Современные аспекты санитарного просвещения в условиях сельского района: Автореф. дис. М.; 2010.